Перейти к содержанию

Двухтактный усилитель на 6Н1П и ГУ19


Рекомендуемые сообщения

Дело не в лаке. Всё дело в площади слоё, в нашем случае секций, в обмотках. Чем больше количество секций, и чем больше секция занимает место (площадь) на катушке, тем выше ёмкость. Например, ТВЗ 9-1 – небольшой трансформатор. У него всего две обмотки. По сути дела, это конденсатор с двумя обкладками. Одна обкладка это первичка, другая обкладка это вторичка. А величина этой ёмкости складывается из площади «соприкосновения» - взаимодействия этих «обкладок». Вы когда нибудь видели конденсатор переменной ёмкости с воздушным диэлектриком? Это такая «штучка», которая стоит в старых приёмниках и при помощи её производят настройку на нужную волну. Ну, так вот. Там, в этой «штучке» есть два рода обкладок конденсатора. Одни обкладки (не подвижные) закреплены на «статоре», а другие (подвижные) закреплены на «роторе». Поворачивая ручку ротора, мы перемешаем обкладки конденсатора относительно друг друга, тем самым изменяя величину ёмкости. Чем больше площадь «соприкосновения» - взаимодействия пластин конденсатора, тем больше его ёмкость. И на оборот, меньше площадь «соприкосновения» - взаимодействия пластин, меньше ёмкость. Вернёмся к ТВЗ 9-1. Величина «паразитной» ёмкости этого трансформатора, в основном, зависит от площади «соприкосновения» - взаимодействия первичной и вторичной обмотки. Какова эта площадь? Посчитать очень просто. Берём высоту катушки и её периметр, где «соприкасаются» - взаимодействуют эти две обмотки. Вычисляем площадь этих, своеобразных, «пластин» конденсатора. Открываем учебник физики и …., вычисляем ёмкость этого «конденсатора». Потом, для проверки, можно измерить прибором величину это ёмкости. Если все вычисления и замеры были сделаны правильно, то результаты будут очень близки!!! Надо заметить, что на величину ёмкости, так же, влияет расстояние между «пластинами». В нашем случае (трансформаторы) эта величина (зазор между слоями – «пластинами») очень маленькая и постоянная. Однако на величину «паразитной» ёмкости слой лака не очень сильно влияет (слой лака тоненький).

Теперь посмотрим на Ваш трансформатор. Площади «соприкосновения» - взаимодействия между слоями обмоток большие, да и количество этих слоёв «обкладок» на много больше, чем в ТВЗ 9-1. Следовательно «паразитная» ёмкость много больше.

Далее. Свою «паразитность» эта ёмкость начинает проявлять, когда мы её (вольно или не вольно) включаем в тракт воспроизведения нашего усилителя. Например, «сажаем» на землю вторичную обмотку. И чем больше величина этого «паразита», тем большую часть звукового диапазона мы «засаживаем» на землю! То есть, пропадает «верхушка» и «середина» в слышимой части звукового диапазона. Как быть? Не заземлять вторичку. А как же ООС? Берём тонкий намоточный провод и мотаем маленькую обмотку для ООС. Маленькую, в смысле, не большую по площади. И чем меньше будет площадь этой обмотки, тем меньше будет ёмкость, которую образуют первичная обмотка и эта, маленькая, обмотка для ООС. Поэтому и провод тоненький, для этой обмотки. Ну а дальше…, выводы. Выводы, из всего вышесказанного, которые Вы должны сделать сами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 271
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Виктор, чем толще межсекционная изоляция, тем межобмоточная ёмкость меньше. Это к вашему посту. Не в упрёк и без обид.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

....чем толще межсекционная изоляция, тем межобмоточная ёмкость меньше.

Это точно! Прокладка из бумаги в несколько слоёв, лакоткань и т.д. – могут оказать, э-э-э-э…, заметное влияние на эту величину (в сторону уменьшения). А тонкий слой лака, практически не оказывает ни какого влияния. Впрочем, если этот лак лежит толстым слоем, как повидло на бутерброде, то тогда…. :smile:

Изменено пользователем kdtp
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Впрочем, если этот лак лежит толстым слоем, как повидло на бутерброде, то тогда…. :smile:

Да нет, намазан тонким слоем кисточкой конечно же :smile:.

Но разговор не об этом.

Хоть и надоел уже , наверное, хотел немножко расспросить по этой обмотке для ООС, а она как-нибудь расчитывается, ведь от кол-ва витков в ней будет зависеть глубина этой самой ОС? Могу , конечно, опытным путем это определить, но все же.

Насколько понимаю, расчет примерно такой же как для UL отвода.

Еще заинтересовала ОС ввиде резисторов с анодов выходных ламп на аноды драйверных, не пробовали такие?

 

Попробовал исключить 2 отдельных слоя первички на каждой катушке, дабы уменьшить меж обмоточную емкость.

Измерив между первичкой и вторичкой получил емкость 8800pF (на 1000pF уменьшилось)

Замерил полосу в триодном включении выходных ламп:

3Гц - 24кГц (-1dB)

2Гц - 40кГц (-2dB)

2Гц - 52кГц (-3dB)

Мерил при 2Втт на выходе.

Полоса расширилась, но показалось звучать стало чуть хуже, но это на уровне самовнушения.

Снялось 28Вт и спектр искажений правильный, 2гармоника и чуть ниже (на 30%) третья и вроде все.

Вот синус до начала ограничения и спектр, 3-й рисунок - ограничение сигнала.

post-15766-1397309459_thumb.jpg

post-15766-1397309465_thumb.jpg

post-15766-1397309468_thumb.jpg

Изменено пользователем Dolboyacher
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну Виктор же писал, кол-во витков обмотки ОС равно количеству витков выходной обмотки под 8 Ом. Что касается ОС "с анода на анод" или Покемон, то делал. Сейчас в эксплуатации однотакт 6п1п 6ж1п с такой ОС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну Виктор же писал, кол-во витков обмотки ОС равно количеству витков выходной обмотки под 8 Ом. Что касается ОС "с анода на анод" или Покемон, то делал. Сейчас в эксплуатации однотакт 6п1п 6ж1п с такой ОС.

Михаил, как зарекомендовала покемонская ОС, сильно ли съедает нюансы звучания ? Я её только в однотактах встречал почему-то, а в двухтактах не видел, но , думаю, почему не попробовать, разницы ведь нет. Быстрее попробовать наверное и самому все увидеть :smile:

Изменено пользователем Dolboyacher
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В двухтактах я её тоже не видел. А в однотактах она мне понравилась больше, чем классическая.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

В двухтактах я её тоже не видел.

Миша делали такую штуку. На 6Ф5П двухтактный. Выходные лампы пентодом, с анода на анод драйвера покемонистая ООС, в катоды выходных ламп ЛМка.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Выходной трансформатор, а вернее его качество изготовления, как самоцель, это конечно хорошо. Ясный перец, что в некоторых случаях (особенно в однотактных усилителях) его качество является определяющим. Но, кроме качества, есть и правильный расчёт оного! Во главу угла, лично я, всегда ставлю правильное значение Raa, а уж потом пытаюсь «выжать» из имеющегося железа максимум возможностей по качеству и АЧХ. Подумаешь, Raa!? А вот и «не подумаешь». Проверено на практике и не единожды, да и из теории это тоже явствует, что намеренное завышение значения Raa приводит к некоему расширению частотного диапазона с «низу», но при этом «страдают» другие, не маловажные показатели!!! А именно, падение выходной мощности и увеличение нелинейных искажений, и некоторое снижение «верхушки». Потом, ну взяли мы «здоровенное» железо. Хорошо! Тут, как говориться, нам и карты в руки – можно уменьшить количество витков первички. Ан нет, не годится – нужно выжать как можно большее значение индуктивности первички! Вперёд к намоточному станку! Намотаем как можно больше витков первички на «здоровенном» железе! Ну, ну, погнались за самым низким «низом». А про «верхушки» забыли? Расширение АЧХ усилителя по «верхам», даёт нам возможность «вывести» гармонические составляющие сигнала (некоторую часть) за пределы, слышимого ухом, звукового диапазона. И т.д., и т.п.

Ладно, Бог с ней, с теорией (и с практикой, заодно). Просто – напросто, добейтесь АЧХ 10 Гц – 25 кГц при неравномерности не хуже -2 дБ при номинальной мощности усилителя, и будет вам счастье! Однозначно! Определенной равномерности АЧХ можно и нужно добиться в РР усилителе посредством введения ОООС. Можно обойтись и без специальной обмотки – тупо взять сигнал с вторичной обмотки выходного трансформатора, а цепь ОООС сделать частотно зависимой. Добавить параллельно резистору конденсатор….

Про гармоники. Ни как не могу взять в толк – почему так «прёт» вторая гармоника? Ладно, ладно, Вам нравится её «благозвучие». Это понятно, преобладание чётных гармоник даёт ощущение некоторой «красивости» музыкального материала. Но вот в чём вопрос. Усилитель РР, а чётная (вторая) гармоника главенствует!? Может, всё-таки, имеет место быть разбаланс по «переменке»? Мнится мне, что Вы этого не проверяли. И ещё. При изменении тока покоя, от 40 мА до 100 мА, нет заметных (на слух) изменений в сигнале. Может, всё-таки, что-то происходит, ну, хоть чуть – чуть!?

 

Добавлено после раздумий:

Попробовал исключить 2 отдельных слоя первички на каждой катушке, дабы уменьшить меж обмоточную емкость.

Измерив между первичкой и вторичкой получил емкость 8800pF (на 1000pF уменьшилось)

Замерил полосу в триодном включении выходных ламп:

3Гц - 24кГц (-1dB)

2Гц - 40кГц (-2dB)

2Гц - 52кГц (-3dB)

Мниться мне, что тут дело не в «паразитной» ёмкости трансформатора. Поскольку, Вы её не включали в цепь звукового сигнала (ООС отсутствует). А эти улучшения возникли при уменьшении Raa до нужного значения для этих ламп (ГУ-19-1). Ну и, само собой, «лишние витки» «сбросили»….

 

Добавлено после раздумий:

.....Полоса расширилась, но показалось звучать стало чуть хуже, но это на уровне самовнушения.

Просто «верхушек» в сигнале стало больше («низ» ни куда не делся). А по совокупности, на слух, кажется, что «низ» ушел. Просто АЧХ стало шире и ровнее. Зазвучало по «студийному», а не по «домашнему»…. Привыкайте к «правильной» звукопередаче…

 

Добавлено после раздумий:

И напоследок. Это, конечно, не моё дело, НО! Но, зачем делать РР усилитель на лучевых тетродах и при этом включать их «триодно»? Есть же масса не дорогих (относительно) выходных ламп – триодов. Ну, не понимаю…. Старею, наверное…

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Виктор, не очень понял ваше негодование, я далеко не спец в данном вопросе, занимаюсь лампаим не более года, и просто пишу то, что получил в том или ином случае. Я очень прислушиваюсь к вам, как к человеку более подкованному в данном вопросе, честно. С вами как-то просто, нет лишних понтов! Я многое почерпнул из форума датагора, в том числе от вас, во многом . Я не прусь от второй гармоники, просто выложил то, что получил, не более. Завтра обязательно попробую все, что предлагали, в тетродном включении, и отпишусь. Сейчас просто немного пьян, суббота как никак, так что извините :smile:. По поводу тетродов в триодном включении, ну неужели вы еще не поняли,я как раз из тех максималистов и если тетрод с большой мощностью зазвучит прекрасно в тетроде, то это и будет то, что я искал!

Изменено пользователем Dolboyacher
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Руслан, прошу меня простить, если мой «опус» выглядел как «негодование взрослого дяди». Просто мысли вслух…. Простите, если обидел!!!

С уважением, Виктор!!! :smile:

Изменено пользователем kdtp
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про гармоники. Ни как не могу взять в толк – почему так «прёт» вторая гармоника? Ладно, ладно, Вам нравится её «благозвучие». Это понятно, преобладание чётных гармоник даёт ощущение некоторой «красивости» музыкального материала. Но вот в чём вопрос. Усилитель РР, а чётная (вторая) гармоника главенствует!? Может, всё-таки, имеет место быть разбаланс по «переменке»? Мнится мне, что Вы этого не проверяли.

Вот и прошел день космонавтики :smile: .

Виктор, извините за пьяный бред, не знаю почему так воспринял ваш пост :smile:

В том-то и дело, что баланс драйвера выставлен достаточно точно, единственное, я поменял первую лампу 6н8с, т.к. предыдущая сильно "микрофонила" и гармоники несколько выросли, спектр поменялся. Надо будет подобрать лампы, штук 35 у меня есть. Т.к. связь двух первых каскадов непосредственная, получается, что при выставлении одинаковых амплитуд драйверного каскада, немного "кривится" первый, возможно поэтому вторая гармоника так сильно присутствует. Выходные лампы тоже подобраны по току.

Кстати, не мог понять, отчего синус пляшет по высоте, буд-то модулируется, оказалось именно из-за микрофонного эффекта, во всяком случае, после замены первой лампы, пляски прекратились.

Изменено пользователем Dolboyacher
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...