Перейти к содержанию

Двухтактный ламповый усилитель на 6П42С и 6Н8С


Рекомендуемые сообщения

Всем, доброго дня! Возник у меня маленький вопрос, по поводу питания драйвера.

Известно, что лампы лучше звучат в режимах ближе к предельным (с бОльшим током), по сему , решил попробовать увеличить напряжение питания первых двух каскадов, запитав от повышенного напряжения (попробовал от 600 до 700 вольт), при этом анодные токи каждой 6н8с были в районе от 9 до 14мА, что в пределах нормы (ближе к предельно допустимым 20ти), мощность рассеиваемая анодами так же не превышена.

Переделал 1 канал и сравнил со вторым где питание в 460Вольт (анодные токи в районе 5мА). Звук канала с бОльшим током оказался лучше и это было слышно невооруженным ухом!

Прежде всего - звучание стало еще динамичнее, хоть нехватки динамики не было и в помине, так же очень заметно сказалось на увеличении разборчивости при прослушивании "сложных" композиций, типа рока и всякой "перегруженной" звуками музыки, никакой каши,все отчетливо и четко, справляется легко и не принужденно, звучит просто здОрово любая музыка! Да и искажений по анализатору спектра прилично меньше при бОльших амплитудах.

Посему назрел вопрос, что есть плохого при питании драйвера повышенным напряжением, для получения большего тока? Понятно, что этого можно добиться, используя более токовые лампы с низким анодным, но все же.

Да, придется использовать более мощные резисторы в анодах и катодах (ватт по 5-10, т.к. 4-5Вт греются очень), а так же высоковольтные конденсаторы в питании, возможно 6н8с проживут немного меньше, это все недостатки или я чего-то упускаю? Смотрю, что обычно используют питание в 250-400Вольт не более :smile: Хочется уже нормально собрать все в едином корпусе, а эксперименты все покоя не дают.

Режимы выходили примерно такие:

post-15766-1441098213_thumb.jpg

Изменено пользователем Dolboyacher
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 4 месяца спустя...
  • Ответов 206
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Доброго вечера, парни! Продолжаю мучить свой уже почти готовый PP усилитель, теперь уже на лампах 6с2с + 6н8с + 6п42С (схему уже тоже изменил). Хотел поделиться несколькими наблюдениями, заодно узнать, у кого какой опыт на этот счет. Потратил какое-то время на перетыкивание деталюшек и прослушивание, думал не буду этим заниматься, но плавно дошел и до этого :), вот что прояснил для себя:

 

1.Шунтирование электролитов в БП пленкой или бумагой. Попробовал разные конденсаторы МБГП-2,К40-У9,К40-П2,МБМ,К73-17С,WIMA Durolit,КБГ-М1,ОСК42У-2,Epcos, JB, КБП-Р, AudinCap MKP-QS (бумажные TESLA забыл проверить :( ) и некоторые другие, причем пробовал разных номиналов, так вот что выяснил: шунтирование в БП электролитов - как еще один инструмент к достижении цели, с помощью этого можно изменить немного звучание на ВЧ, это слышно, и если с одними из конденсаторов в звуке почти ничего не происходило (независимо от направления включения), с другими - ВЧ немного начинали выпирать,доминировать,те же тарелочки как бы становились ближе, акцетировали на себя внимание (JB, К73-17С,EPCOS,Audin-Cap). Другие, типа WIMA,МБГП,МБМ,К40-У9, наоборот немного "скрадывали" детальность на ВЧ, а К40-П2 практически никак не влияли на звук.

Но прибавка по ВЧ не дается даром,т.к. при этом немного теряется воздух, послезвучие,т.е. несколько теряем в микродинамике. Для себя решил не шунтировать из своих личных слуховых предпочтений.

 

2.Тем же набором конденсаторов, попробовал шунтировать электролит в цепи катода первого каскада, влияние еще более заметно чем в пункте 1, но результат тот же, добавляем к ВЧ, но теряем в микродинамике.

 

3.Поробовал прослушать влияние электролита в катоде первого каскада, шунтирующего катодный резистор, и , честно говоря, офигел от происходящих изменений, даже не нужно прислушиваться, чтобы понять, что шунтировать резистор нужно!!!!!! На тот момент стояло по 6600мкФ Low-Esr от комповых материнок в каждом канале. С электролитом очень заметно увеличивается динамика, звук начинает оживать, ка-будто набирает силу, при этом значительно улучшается разборчивость тихих звуков и послезвучий, становилось еще объемнее и воздушней,причем после включения не сразу, проходит секунд 3-4, понятно, что и коэффициент усиления каскада тоже растет, это учитывал тоже. Затем попробовал увеличить до 8600мкФ в канале и опять это возымело действие, стало еще лучше!!

 

Что имеем в сухом остатке: шунты в БП не ставил, катодный электролит пленками-бумагами не шунтировал, электролиты в катоде первого каскада буду увеличивать однозначно, заказал EPCOS Low-ESR 22000мкФ 4шт (по 44000мкФ в каждом канале), а там, может и еще добавлю :wink: .

Конечно это все чистейшее ИМХО и приминительно именно к моей схеме, возможно, многие об этом знают, может имеют противоположное мнение, но все эти вещи вы можете проверить и у себя, чего может быть проще...... и сделать свои выводы,а не верить на слово кому-то, изменения звучания на качественных записях очень слышны, поверьте :biggrin:

P.S. Лампу 6с2с хотел упомянуть отдельно - замечательная лампа!!!! С таким "живым" объемным звучанием поспорит с 6н8с, а по детальности не сильно уступает 6н1п-ев, при том, что по тональному балансу много лучше последней. Так же в плюсе перед 6н8с - полное отсутствие микрофонного эфекта! Попробовал еще первой лампой 6с5с (51 года), мне понравилось меньше, звук становился менее детальный, но более мягкий,бархатный, какой-то "сладкий", "олдовый" я бы сказал :cool: , видимо, увеличенная 2я гармоника дает о себе знать (надо будет в спектралаб еще глянуть),понравится тем, кто хочет получить звучаение как у старых радиол. Вот такие ,полезные для меня, наблюдения, может кто тоже поделится своим опытом :biggrin:.

Изменено пользователем Dolboyacher
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что имеем в сухом остатке: шунты в БП не ставил, катодный электролит пленками-бумагами не шунтировал, электролиты в катоде первого каскада буду увеличивать однозначно

 

Могу поделится парой своих предпочтений :biggrin: С шунтированием электролитов в катоде помучился изрядно, получается своего рода эквалайзер на слух, про физику процесса думаю нет смысла говорить, таким образом от емкости и ее типа мы все время " крутим" этот "улучшайзер" на свой вкус, мое Имхо- пришел к фикс. смещению драйвера (катод на земле), в ВК так же, а электролиты питания понравилось шунтировать конденсаторами ССГ, дают тот "воздух" и не сильно поднимают ВЧ :biggrin: .

Вот такое Имхо :wink:

Изменено пользователем aleks8845
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как у Вас организована "гальваника" обеих сеток первой лампы ? в схеме (пост #60) имеет место "неточность" ?

Юрий, схема с поста 60 - это рабочая симуляция, и в реальном воплощении прекрасно работала, но, по совокупности свойств,в конечном итоге, выбрал другую, о чем написал в последнем сообщении. Надо будет выложить конечную схему, чтобы все стало понятно, тут мой косяк :)

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"Шунтированием" катодного резистора (у 6С2С) Вы убираете местную ООС по току и естественно звук становится более "открытый",

По поводу этого в курсе, но помимо получения "открытого" звука, к моему удивлению, это очень положительно влияет так же на его динамику :biggrin:

но 6600мкФ. в цепи катода, явный "перебор", не говоря уже 44000мкФ. ? ! :biggrin: Видимо разница в звучании обусловлена не величиной ёмкости, а типом применяемого конденсатора.

Ну конденсаторы обычные, сначала стояло по 2 в параллель OST 3300мкФ на 16в с материнских плат ПК, затем навесил еще по 2шт Jamicon 1000мкФ на 35в, т.е. просто сборная солянка. По поводу размера емкости, просто решил проверить это до кучи, сначала совсем без электролита, затем с ним, а затем увеличил до 8600 и слушал, звук улучшался в той же последовательности. На самом деле , видимо, подсознательно вспомнил, т.к. где-то читал, что один достаточно известный человек, в катоды ставил чуть ли не полфарады!!!!! и больше, и легко демонстрировал улучшение всем кто приходил к нему в гости , попросту,решил это проверить. Оказалось, что это больше влияет на звучание, чем я думал. :wink:

Фазоинвертор в схеме с 6С2С у Вас как организован ?

Позже выложу окончательную схему, если коротко, то это схема Нобу Шишидо только в более сильноточных режимах: первый каскад - усилитель напряжения на 6с2с гальванически связан с дифференциальным фазоинвертором на 6н8с, сетка второго триода на земле по переменке, разделительный конденсатор и 6п42с. Схема достаточно известная. Сегодня просто хочу повозиться с новыми конденсаторами и послушать :cool: .

Изменено пользователем Dolboyacher
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

получается своего рода эквалайзер на слух, про физику процесса думаю нет смысла говорить, таким образом от емкости и ее типа мы все время " крутим" этот "улучшайзер" на свой вкус,

Согласен, так и написал , что это еще один дополнительный инструмент для поиска "своего звука". Можно устранять недостатки других участников тракта, например колонок или особенности звучания конкретных ламп :) Причем, заметил, что ВЧ увеличивают именно пленочные конденсторы в шунтах, а бумажные либо не влияли достаточно, чтобы услышать изменения или делали звук менее детальным и чистым, причем WIMA Durolit 0.1мкФ на 630v - делала звук вообще не приятным, грязноватым :(

мое Имхо- пришел к фикс. смещению драйвера (катод на земле), в ВК так же, а электролиты питания понравилось шунтировать конденсаторами ССГ, дают тот "воздух" и не сильно поднимают ВЧ :biggrin: .

Вот такое Имхо :biggrin:

А вот фиксированное смещение драйвера можно попробовать, хорошая идея, спасибо! :wink:

 

Лучший вариант, но есть свои недостатки: при "батарейном" смещении, батарейка тоже "окрашивает" звук, отдельный источник - "лишняя" цепь...

 

Под "открытостью звука" и динамику тоже имею ввиду...

Пробовал аккумуляторы NI-MH как-то в катоде, по началу, кажется звук "очищается" и "ускоряется", но потом начинаешь от него уставать, может он влияет на гармоники более высокого порядка, особо не разбирался, но можно спектралабом все это исследовать при желании :) Можно еще светодиоды поробовать, хоть и не по феншуЮ :)

Изменено пользователем Dolboyacher
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лучший вариант, но есть свои недостатки: при "батарейном" смещении, батарейка тоже "окрашивает" звук, отдельный источник - "лишняя" цепь...

В случае- батарейка в сетке, и через нее идет сигнал Зч-Да, окрашивает, когда батарейка земля-сетка- не окрашивает :biggrin: , отдельный источник- "лишняя" цепь, согласен, однако играться конденсаторами в катоде можно до бесконечности, а от этого источника требуется только регулировать U смещения на сетке :biggrin:

Речь в основом идет о конструкции и схемотехнике УМ, но в результате мы слушаем музыку через него, а тут у всех свои предпочтения :wink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

однако играться конденсаторами в катоде можно до бесконечности, а от этого источника требуется только регулировать U смещения на сетке :biggrin:

А играться и не собираюсь, послушаю, как повлияет увеличение емкости в катоде и всё, о результатах отпишусь, если кому-нить интерессно :biggrin:

Речь в основом идет о конструкции и схемотехнике УМ, но в результате мы слушаем музыку через него, а тут у всех свои предпочтения :wink:

Тут согласен :cool:

Изменено пользователем Dolboyacher
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

 

Пробовал аккумуляторы NI-MH как-то в катоде, Можно еще светодиоды поробовать, хоть и не по феншуЮ :)

Аккумулятор в катод не пробовал, какое у него динамическое сопротивление? Свтодиоды, стабилитроны в катоде сродни фикс. смещению, главное чтобы ток через светодиод шел номинальный для его типа,т.е. на линейном участке вах имеет минимальное динамическое сопротивление. Коль уж вспомнили " мэтров" "лампостроя" :biggrin: , а им не доверять некомильфо :biggrin: , то простой резистивный каскад с автосмещением является наиболее линейным и т.д., однако СРПП в драйвере считают более динамичным, чем классический :wink:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

, однако СРПП в драйвере считают более динамичным, чем классический :biggrin:

Мне СРПП показался несколько резковатым, но, это опять же, дело вкуса, вот еще одна из специй - для улучшения динамики и скучного звука !!! :biggrin:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Мне СРПП показался несколько резковатым, но, это опять же, дело вкуса, вот еще одна из специй - для улучшения динамики и скучного звука !!! :wink:

:biggrin: , О чем и речь, каждый ищет свой звук :biggrin: Тема звука, конечно флеймовая, но не ради ли него с паяльником сидим :cool:, ссори за Офф

  • Я с тобой! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Приветствую всех! Попробовал снова поэкспериментировать с конденсаторами в катоде, так вот с помощью этой манипуляции можно менять звук очень сильно! Послушал что дает увеличение емкости до 50000 μF, так вот, при увеличении происходит "сплющивание" звуковой сцены, буд-то разные исполнители переместились в одну и ту же не очень большую комнату,т.е. теряется информация о помещении, в котором происходила первоначальная запись. Все инструменты начинаю звучать практически одинаково громко, становятся слабоузнаваемые, из-за того, что скрадываются послезвучия. Эффект напоминает введение ОООС и увеличение её глубины. После всех манипуляций оставил по 1 кондеру на 3300мкФ. Еще показалось, что чище в катоде звучат электролиты расчитанные на меньшее напряжение, на 16 и более вольт уже хуже. В любом случае , еще не закончил, посмотрим :biggrin:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...