Перейти к содержимому
Форум журнала практической электроники «Датагор»

Материалы по ЦАП на TDA1541


Рекомендованные сообщения

Хотелось название темы какое-нибудь романтическое придумать :smile:

Предлагайте варианты.

 

Итак, обсуждаем TDA1541, делимся наработками, мнениями, впечатлениями и т.д.

Начну как инициатор темы.

 

Договоримся сразу: балансное, дифференциальное, параллельное и иже с ними включения не рассматриваем. Обсуждаем нюансы стандартного (или почти стандартного) включения.

 

1.TDA1541 – классика, TDA1541A – улучшенная версия, TDA1541A S1 или S2 с коронами на корпусе – мечта аудиофилов, хотя некоторые уверяют, что это всего лишь маркетинговый ход.

 

2.Требует качественного питания (стабильное и малошумное), особенно по цепи -15В

 

3.Для TDA1541A между 16 и 17 ногой нужен конденсатор на 430-470 пкФ (не всегда в даташитах указано). У TDA1541 конденсатор внутренний.

 

4.цифровая и аналоговая земли должны быть соединены! По одним рекомендациям в общей точке у источника питания, по другим – непосредственно у микросхемы через небольшой дроссель в 15-20 мкГн.

 

5.Требуются конденсаторы максимального качества (зависит от толщины вашего кошелька) на ноги 7-13 и 18-24. Рекомендуется увеличить ёмкости до 1 мкФ (вместо указанных в даташите 0,1 мкФ). Как минимум на ногах 18 и 13. Улучшается воспроизведение НЧ. Видел (но не слышал) версии, где стояли электролиты по 2,2 мкФ.

 

6.не любит цифровой фильтрации, которая обычно реализуется на SAA7220, и отключается в первую очередь при твиках аппаратов.

 

7.Преобразователь I/U на резисторе или ОУ с токовой ООС. Резистор должен быть не более 43 Ом иначе к выходу микрухи прикладывается слишком большое напряжение, из-за чего растут квадратичные искажения. Для компенсации на выход вешается ГСТ на 2мА. При реализации на ОУ идеальным вариантом считается AD844. Более бюджетно и вполне приемлемо OPA2604. Ламповый выхлоп из-за громоздкости реализации не люблю. Да и по впечатлениям сама микросхема дает мягкий, сбалансированный звук с хорошей проработкой НЧ, очень похожий на ламповый. Так что, стоит ли делать масло более масленым?

 

8.Встречаются рекомендации по механическому демпфированию микросхемы. В этом случае корпус DAC советуют делать из дерева, а на саму микросхему наклеить кусочек вибропоглотителя (жеванный Стиморол не подойдёт). Кстати демпферы на микросхеме очень часто встречаются в серьёзных промышленных аппаратах.

 

9. Плата должна быть двухсторонней. Верхний слой используется как экран. С общей землёй соединяется у 14 ноги.

 

В качестве бонуса список аппаратов, где использовалась TDA1541. Практически список легенд!

 

TDA1541.rar

 

P.S. Отписываемся, коллеги, насколько интересная и актуальная тема. Тогда будут статьи, схемы, платы и т.д. А то, вдруг, неактуально уже....

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
  • Ответы 101
  • Created
  • Последний ответ

Top Posters In This Topic

Ну вот, пока с волками боролся, уже и тема на форуме!

Продолжим!

Из практики:

 

1.TDA1541 – классика, TDA1541A – улучшенная версия, TDA1541A S1 или S2 с коронами на корпусе – мечта аудиофилов, хотя некоторые уверяют, что это всего лишь маркетинговый ход.

Видел 1541 S1 по 100$ за корпус - я не готов стока отдать за нее :smile:

2.Требует качественного питания (стабильное и малошумное), особенно по цепи -15В

Еще почему-то не рекомендуют ставить в эту цепь кондер более 100μF.

Но как-то я не заметил разницы, а вот стабильность - это да.

 

3.Для TDA1541A между 16 и 17 ногой нужен конденсатор на 430-470 пкФ (не всегда в даташитах указано). У TDA1541 конденсатор внутренний.

Заметил, что на 1541, без А, где кондер встроенный, помехи от модуляторов в виде скрежета на малых громкостях - на больших их просто незаметно.

Долго не мог понять проблему, пока не замкнул 16 или 17 ногу на корпус пальцем (!).

Повесив на массу кондер в 1000 пик полностью снял проблему.

Вот теперь думаю, что это было?

 

4.цифровая и аналоговая земли должны быть соединены! По одним рекомендациям в общей точке у источника питания, по другим – непосредственно у микросхемы через небольшой дроссель в 15-20 мкГн.

Очень сильно зависит место соединения земли.

Но тут видимо моя кривизна рук еще дала о себе знать.

В статье я об этом упомянул, а позже еще не раз попадал в ситуацию, когда от точки соединения земель зависел уровень помех и звук.

Хотя жестких рекомендаций не всречал, в отличии от цапов от AD или BB, где местами даже в даташите топологию рекомендуют.

 

5.Требуются конденсаторы максимального качества (зависит от толщины вашего кошелька) на ноги 7-13 и 18-24. Рекомендуется увеличить ёмкости до 1 мкФ (вместо указанных в даташите 0,1 мкФ). Как минимум на ногах 18 и 13. Улучшается воспроизведение НЧ. Видел (но не слышал) версии, где стояли электролиты по 2,2 мкФ.

Не проверял, просто купил 0,22 в один из цапов - так и стоят.

А еще читал, что нектороые советуют их вообще убирать...

 

Дальше не дает вставить текст с цЫтатами, поэтому поду по номерам...

6.Подтверждаю, нигде не встречал использование этого фильтра, кроме промышленных аппаратов.

7.Самым лучшим оказался все - же ОУ, на мой вкус опять же.

Резистор требует после себя хороший усилитель, и здесь легко можно собрать все шумы и помехи.

Лампа напрямую на выход - еще хуже, если конечно ее не заэкранировать до ужаса, но ее внутренние шумы все равно никуда не деть...

8.Вот это для меня открытие!

А смысл этой доработки какой?

Резисторные матрицы уберечь от механических воздействий?

Но тогда резонно и термостатирование ввести...

9.ВОт такого как раз мне и не хватало, но как-то поленился зенковать пару сотен отверстий, хотя может и надо было бы попробовать...

Изменено пользователем alexd

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Вот нашёл табличку.

post-4471-1313219402_thumb.jpg

По ней видно, что микросхемы с коронами не настолько (по деньгам) сильно выделяются.

Да и как указывает сама фирма-производитель, микросхемы с такой маркировкой

просто отбираются из общей партии (примерно 1%), а не производятся по какой-то

особой технологии или хотя бы на другом конвеере :smile:

Так что больше действительно похоже на маркетинг.

 

Добавлено после раздумий:

И тишина....

Не совсем понятно, насколько согражданам интересна данная тема.

Если вдруг, выкладываю варианты аналогового "выхлопа":

1. дискретный (с источником тока для выхода TDA1541A)

discrete_I_V.pdf

2. тот самый, на AD844

post-4471-1313220776_thumb.png

3. комбинированный. Если оконечный усилитель ламповый, то используется выход с повторителя.

Если усилитель интегральный, то используется выход с фильтра на ОУ, который отрезает, как считается, длинный хвост ВЧ-продуктов ЦАПа.

circuit.pdf

Сам несколько лет слушал этот ЦАП с усилителем на LM3886, без каких-либо загонов по поводу фильтров - ничего не сгорело.

4. вариант от самопровозглашённого гуру цапостроения аки Nazar:

post-4471-1313222905_thumb.png

В этом варианте я бы резисторы, задающие ток для ЦАП, заменил бы на источник на транзисторе из 2 варианта.

Всё же ГСТ на транзисторе всяко лучше и стабильнее будет, чем просто резисторы.

 

В общем, поле для экспериментов я вспахал :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

wal, желающие подтянутся, Вы не обращайте внимания - выкладывайте нетленку!

Свято место пусто не бывает.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
wal, желающие подтянутся, Вы не обращайте внимания - выкладывайте нетленку!

Свято место пусто не бывает.

Договорились.

Тогда анонс :smile:

1. забыл я выложить схему выхлопа с резистором в качестве I/U. Исправлюсь.

2. правильное питание

3. приёмная часть

4. реклокинг (борьба с джиттером) и другие примочки.

 

По крайней мере, такой материал у меня есть.

Есть и что спросить у сограждан...

 

Копаясь в своих закромах, обнаружил две микрухи TDA1541A и TDA1541.

Думаю, взяться "за старое" или поменять на что-то...

Приемника S/PDIF нету :smile:

Изменено пользователем wal

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжаю.....

Схема I/U на резисторе, почти классика:

2dac1541.pdf

Замечания по схеме:

1. резистор взят слишком большой - 100 Ом. Рекомендуемое значение не более 43 Ом (обычно используют 33 Ом)

2. интегратор для устранения постоянной составляющей звук явно не улучшает. Его убрать, а на выход 1541 повесить ГСТ на транзисторе, как в схемах выше.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Продолжаю продолжать :smile:

Сегодня поговорим о правильном питании:

 

Правильное питание – залог здоровья хорошего звука!

 

1.Для питания цифровой и аналоговой частей – отдельные трансформаторы и отдельные выпрямители.

2.Стабилизаторы для питания ЦАП должны иметь малый уровень шумов и высокое быстродействие, потому никаких 78ХХ и 79ХХ. Как минимум LM317 или M5230.

3.«Джентльменским» набором для питания ЦАП считается связка LM317 и TL431:

 

post-4471-1314172425_thumb.png

 

Параллельный стабилизатор на TL431 монтируется как можно ближе к потребителю. Для каждого потребителя – свой стабилизатор.

4.Иногда для упрощения и удешевления конструкции делают общий стабилизатор на LM317 и отдельные для каждого потребителя стабилизаторы на TL431.

5.Для лучшей развязки источников питания можно балансные резисторы (R3, R8, R13) заменить на источники тока:

 

post-4471-1314172580_thumb.jpg

 

(Не обращайте внимания на выходные напряжения схемы. Она была рассчитана для другого варианта ЦАП, потому для использования совместно с TDA1541 номиналы необходимо пересчитать.)

 

6.Многие говорят о негативном влиянии электролитов в цепях питания ЦАП. Шумы, резонансы и прочее. Попытку обойтись без оных предпринял всё тот же Nazar.

Процитирую с его сайта (_https://overture.org.ua/):

 

Электролитические конденсаторы, являющиеся неизменной частью блока питания аудиоустройств, с точки зрения звука не приносят ничего хорошего, разброс “качество звука - тип электролита” очень большой. Наилучшими звуковыми качествами обладают электролиты типов Nichicon KZ,FG, Black Gate FK,NX, Elna Cerafine, Silmic II, Silmic, Panasonic Pureism, но попытка схемотехнически устранить электролитические конденсаторы из питания была очень удачной, вместо них используются без ООСные электронные заменители.

Схема одной из самых простых, но прекрасно работающих связок стабилизатор-”электронный конденсатор” изображена на рисунке. Расчет этой схемы под нужные параметры несложен, согласно нужному выходному напряжению и максимальному выходному току рассчитываются значения резисторов R4,R6 и R2,R10 соответственно за формулами приведенными ниже:

R4=240*(Uout-Uбэ) / 1.25

R2=(1,25-Uбэ) / ((0.3/Uout)+Iн)

где Uout-выходное напряжение В, Uбэ-напряжение база-эмиттер транзисторов VT1, VT4 В, Iн- ток нагрузки А.

“Электронный конденсатор” отвязывает стабилизатор напряжения от нагрузки, тем самым предотвращая переходные процессы в стабилизаторе при изменении нагрузки (тока потребления итд) и кроме того отсутствуют высокодобротные вч резонансы как в случае шунтирования электролитических конденсаторов керамическими или пленочными. Выходное сопротивление приведенной схемы стабильное в полосе до Мегагерца и составляет ~0.2ома (что соответствует эквивалентной емкости в 40000μF), и далее понижается (включаются в работу NP0 керамические конденсаторы).

Несмотря на простоту и стоимость такого питания слуховая экспертиза подтвердила большое преимущество такой связки стабилизатор - ”электронный конденсатор” перед стандартными решениями с любыми типами электролитических конденсаторов.

 

post-4471-1314172772_thumb.jpg

 

Несколько отзывов от повторивших конструкцию:

1. Попробовал на практике сабж. Могу сказать, что работает здорово.

Сначала он уделал свзяку аккум+Elna Silmic 2 в питании ОУ. А позже сильно улучшил мне звучание ЦАПа на TDA1541.

Эффект от применения схемы слышен как:

Выравнивание тонального баланса

Расширение сцены

Улучшение разборчивости голосов и инструментов в композиции

Снижение искажений

Спасибо автору за отличную разработку! Схему могу рекомендовать к применению во всех слаботочных аудио узлах.

 

2. Применил и я этот вариант “заменителя” в своем USB ЦАПе на РСМ1793 (не ругайте, я только учусь ) Полностью подтверждаю сказанное, разница действительно есть. Мой опыт применения различных мастей конденсаторов ничтожно мал, его практически нет, как нет самих конденсаторов надлежащего качества. По этой причине стал строить именно эту идею, которая понравилась своей простотой и $$ выгодой.

 

Так что, экспериментируйте, выбирайте вариант под ваш слух.

 

 

В дополнение полезный материал по правильному применению интегральных стабилизаторов

LM317: _https://www.tnt-audio.com/clinica/regulators2_impedance1_e.html

TL431: _https://www.tnt-audio.com/clinica/regulators2_impedance2_e.html

 

 

Чуть не забыл :smile: Максимальный ток TL431 100мА!!! И это параллельный стабилизатор. Ток через него должен быть равен току нагрузки (в идеале). Потому при токах нагрузки более 50 мА включение такого стабилизатора без нагрузки НЕДОПУСТИМО!!!!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Всем хорош TL431, но корпус ТО92 - это ужасть!

В экспериментах пробовал питать TDA1541 от них, причем стабилизировал все 3 ее напряжения.

Разница положительная в звуке, но перегрев корпусов 431х меня напрягал, пришлось одеть на них радиаторы из алюминиевой пластнки, но это не то чисто технологически.

Мудрить скобу для крепления их на нормальный радиатор не стал, как-то все некрасиво получалось.

А так как планировался закрытый корпус и я побоялся за здоровье этих товарищей - пришлось от них отказаться в пользу LM317-337.

 

Теперь заметки из практики по самой TDA1541.

Микросхема очень критична не только к питанию, но и к разводке платы, а точнее земли вокруг нее.

Точку соединения земель по цифре и аналогу приходится искать экспериментально.

Выражается это в хрипах и шумах на малых уровнях сигнала, порядка -60-70Дб и ниже, которые не всегда услышишь в наушниках, зато слышишь на чувствительном усе, поднеся ухо к АС поближе.

Постоянки на выходе не заметил, и если на есть, то до десятков мВ, что в принципе не мешает.

 

При использовании в I/U операционнников, лучше звучат ОУ с биполярами на входе, наподобии NE5532.

ОРА, с их FET-input технологией более грубые на слух (субъективно конечно).

Изменено пользователем alexd

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Всем хорош TL431, но корпус ТО92 - это ужасть!

В экспериментах пробовал питать TDA1541 от них, причем стабилизировал все 3 ее напряжения.

Разница положительная в звуке, но перегрев корпусов 431х меня напрягал, пришлось одеть на них радиаторы из алюминиевой пластнки, но это не то чисто технологически.

Мудрить скобу для крепления их на нормальный радиатор не стал, как-то все некрасиво получалось.

А так как планировался закрытый корпус и я побоялся за здоровье этих товарищей - пришлось от них отказаться в пользу LM317-337.

Ну да, максимальная мощность для них всего 0,625Вт.

Для питания пятивольтовых цепей нормально проходит.

А вот для 15-вольтового источника будет перегруз.

Можно умощнить транзистором, схема есть в даташите.

Ну как вариант.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

wal

Спасибо вам за очень интересную тему , правда , нашел я ее позно, когда был уже сдела цап.

Я пользую 1541 без а ( кстати без конденстора между 16 и 17 она хрипела , несмотря на даташит).

В питании 4 отдельных транса для цапа и два для ламповой части.

Источник Тремор перешитый в М Аудио Дельту 192 / Фубар, Ажио СПДИФ коаксиал , гальваноразвязка.

Приемник на Дир9001 , пока без обратной синхронизации.

Цф нет , вернее програмный ресэмплер Фубара в 172 кГц.

С таким ЦФ звучание более деликатно.

Конденсаторы ДЕМ ячеек 2.2мкФ пленка филипс древняя( вначале их не было - по Одеситам , нужно будет еще экспериментировать ,как лучше)

Дир 9001 вопреки даташиту кушает 172кГц уверенно.

И\У у меня организован спареными ППБ в 22 Ом , им же и громкость регулирую ( от 0 -до 22Ом минимум - максимум).

Выхлоп на 6с3п в резистиве , пока и 0.22мкФ фт-3 ( мотаю транс межкаскадный бифилляром).

Далее усь на 6с3п и 6п31с и ШП акстика в ОЯ.

Фото еще с прежней вариацией усилителя , с драйвером на 6э5п в триодном включении , в последствии заменен на 6с3п :smile:

Цап справа ( вверху цифровая часть в подвале ламповая)

post-4193-1314381423_thumb.jpg

Схемка была такой , альфа

post-4193-1314381620_thumb.jpg

В последствии резистор нагрузки 10кОм 8 ватт , сеточный убрал , 0.22 фт 3 добавил , запитал накалы переменекой , с постоянкой чуть иной звук , хуже Фона нет.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Отлично, наконец-то, хоть какая-то реакция сограждан.

Микросхема очень критична не только к питанию, но и к разводке платы, а точнее земли вокруг нее.

Точку соединения земель по цифре и аналогу приходится искать экспериментально.

Выражается это в хрипах и шумах на малых уровнях сигнала, порядка -60-70Дб и ниже, которые не всегда услышишь в наушниках, зато слышишь на чувствительном усе, поднеся ухо к АС поближе.

Стандартные рекомендации: плата должна быть двухсторонняя, верхний слой меди - земля, соединяется с 14 ногой микросхемы, а сами земли (5 и 14 ноги) соединяются через дросселёк на 10-15 мкГн прямо между выводами микрухи.

При использовании в I/U операционнников, лучше звучат ОУ с биполярами на входе, наподобии NE5532.

ОРА, с их FET-input технологией более грубые на слух (субъективно конечно).

Немного инфы по этому поводу (сразу прошу прощения у автора материала за то, что не указываю имени, так как уже не помню

где это спёр позаимствовал):

 

1) избегайте ставить в качестве I-U конверторов ОУ, характеризующиеся резким ростом искажений с частотой (динамической нелинейностью), какие бы красивые цифры на них ни приводились. Так, OPA604 в данной ситуации не фонтан, как раз из-за большой динамической нелинейности, 5532 - вообще малопригоден. Проверка отсутствия заметной динамической нелинейности в любительских условиях может быть выполнена при помощи просмотра выходного сигнала ОУ на широкополосном (>> 150-200 МГц) осциллографе при усилении этим ОУ высокочастотных сигналов, вплоть до частоты единичного усиления (10-20-40 МГц), причем именно в таком включении, как будет потом использоваться, и меняя как амплитуду сигнала, так и его постоянную составляющую. Если при этом обнаружится, что на сигналах с размахом меньше 0,5В на выходе появится заметная "кривизна", или, что еще хуже, "зигзаг", "ступеньки" - это не годится. До скорости нарастания в 70- 80% от максимальной, выходной сигнал должен быть ЧИСТЫМ!

 

2) Полевой или биполярный вход у ОУ - на самом деле особого значения не имеет, тем более что многие быстрые ОУ с полевым входом представяют собой не что иное, как биполярный ОУ, снабженный входными истоковыми повторителями (например, OPA655 и AD843). Современные FastFet от Analog Devices, судя по соотношению параметров, похоже, из той же серии.

При достаточной величине эмиттерных резисторов линейность биполярного каскада заведомо выше, а нелинейность емкостей - меньше, чем у полевого, по крайней мере интегрального, с небольшими напряжениями отсечки. Об этом, кстати, писал еще Douglas Self лет десять назад.

 

3) Сплошная "земляная" плоскость с одной стороны, "заливка" свободных мест "землей" с другой стороны и бескорпусные блокировочные конденсаторы вместе с резисторами при разводке платы ОБЯЗАТЕЛЬНЫ. При разводке не экономьте на месте - вытяните тракт "в линейку", чтобы никаких цифровых цепей и близко к аналоговой части не было! Не забывайте и про экраны (можно из обычной жести от консервных банок), обязательно пропаянные по периметру на земляные слои. Довольно хорошее руководство по расстановке блокировочных конденсаторов и разводке плат можно найти в материалах Analog Devices, следование этим рекомендациям избавляет от существенных ошибок, кои сплошь и рядом "имеют место" у самых именитых фирм .

 

4) Если будете использовать ОУ с обратной связью по напряжению, то постарайтесь выбрать ОУ с максимальным произведением усиления на полосу (не частотой единичного усиления, она может быть и небольшой, мегагерц 10, а именно с как можно большим усилением на частотах порядка 50 - 100 кГц). В этом отношении очень большие возможности представляют некоторые старые ОУ с внешней коррекцией, такие как LM725, но разработка и доводка альтернативных корректирующих цепей для них - занятие не для любителей. Поэтому практичнее всего взять т.н. "частично скорректированный" ОУ, обеспечив его устойчивость введением корректирующей RC-цепочки между входами (изготовители часто дают вполне внятные рекомендации на этот счет, посмотрите Datasheet LF357 или OPA637), по этой же причине 5534 (если его корректировать такой цепочкой, а не стандартным конденсатором) много лучше 5532. Эффект снижения искажений от этой меры невозможно переоценить - поскольку доминирующим источником искажений на высоких частотах у 95 процентов ОУ является нелинейность входного каскада, НЕ ОСЛАБЛЯЕМАЯ обратной связью, снижение величины сигнала, прилагаемого к входу ОУ, обеспечиваемое этой цепочкой, резко снижает искажения (примерно в квадрат степени раскорректированности, для ОУ, скомпенсированных на 5 - в 20-30 раз), и, что самое главное, снижает их порядок - уровень интермодуляционных составляющих высших порядков снижается еще сильнее. Более того, без подобных мер ОУ с биполярным входом, если у него нет эмиттерных резисторов, в данном месте просто НЕЛЬЗЯ применять (см. даташит на AD797, там, правда, стоит один конденсатор, но для устойчивости лучше с ним последовательно включить небольшой резистор). Элементы этой RC- цепочки должны иметь максимально короткие выводы и стоять как можно ближе к ножкам (а то и напаяны прямо на них). Номиналы для каждого типа ОУ нужно вчерне рассчитывать и потом подбирать. Если есть особо чувствительный осциллограф, на котором видно несколько микровольт в полосе 200-500 кГц, при подборе желательно добиться минимального остаточного сигнала между выводами ОУ при воспроизведении ЦАП-ом белого шума.

 

Для начала я бы порекомендовал применить OPA637, как намного менее "капризный", чем большинство других и достаточно малошумящий, хотя мои личные симпатии в данном применении на стороне AD842.

 

5) ОУ с обратной связью по току, при всей их привлекательности, довольно часто страдают "тепловыми" искажениями, недостаточным усилением и линейностью на низких частотах. Тут надо смотреть, даны ли времена установления с большой точностью (лучше 0,05%) и не указано ли отсутствие тепловых "хвостов" - изготовители вряд ли забудут похвастаться этим трудно достигаемым свойством .

 

Из ОУ с токовой ОС я бы порекомендовал CLC5665 (он, кстати, весьма недорог), AD846, AD9618, AD811.

Из-за довольно высокого быстродействия, для реализации своего потенциала практически все они требуют очень качественной разводки, будучи более критичны к ней, чем OPA627/637...

....кроме указанных коллегами, я бы посоветовал обратить внимание на приборы типа AD8010 (более свежие) и EL2030 (классика токовой ООС), которые, несмотря но относительно высокую стоимость, на мой взгляд весьма хороши для звуковых применений.

 

Вообще, классическим и чуть ли не оптимальным для TDA1541 считается преобразователь I/U выполненный на AD844 (схему я приводил выше). Сам не пробовал, вввиду отсутствия таковой. Но в ближайших планах переделать выхлоп совего ЦАПа, может микрухой разживусь к тому времени....

 

И это...как говорится, продолжение следует. Не расходимся :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Прочитал.

Возникло желание выкинуть все конструкции на 1541 в помойку. :smile:

AD844 можно конечно купить, но...

В даташите на 1541 указан (2) 2 *NE5534 or equivalent.

На слух NE3352 звучит лучше ОРА2604 и ОРА2132.

Вот теперь жду, когда приедут AD822 и 823...

Поставлю, сравню.

А потом окончательно перейду на Дельта-Сигму от ВВ или AD или WM.

Потому как и проблем с ними меньше, не нужно городить огород с двухсторонней ПП - не так то просто ее делать в домашних условиях - да и звук субъективно местами лучше даже у РСМ2704 с ее 16*48.

Я это пишу не как аудиофил, обсуждающий направление проводов и их толщину и цвет, а как тот, кто реально сделал и отслушал как минимум пять вариантов выходов для 1541.

Мое мнение такое - это был цап для своего времени, как компакт -кассета или катушка.

Сейчас, когда стали доступны болле совремнные микрухи для DA преобразования, нет смысла вытягивать из этой микросхемы какие-то сверх-параметры.

Это мое мнение конечно, поэтому не следует это все принимать как руководство к действию. :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Пожалуйста, войдите для комментирования

Вы сможете оставить комментарий после входа



Войти сейчас
  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу


  • Форум законсервирован 💬

    Этот форум пока доступен, но не поддерживается, не модерируется, не обновляется. Прогноз не ясен.

    Продолжаем общаться в спец.разделе на основном сайте Журнала. Новая тема = новая статья, посты = комментарии под статьями.

  • Сообщения

    • http://kashlinskaya.ru/sotrudnichedtvo.php http://www.lord-novgorod.ru/en/2004/ http://body-life.ru/catalog/c142/ http://aikidojo.ru/sektsii_aykido_v_moskve__0_38.html https://www.wolfreactor.ru/?p=5190
    • Такой же пов виду тестер, но плата отличается.   Стал жаловаться на то, что сели батарейки. Поставил новые, на старых было что-то вроде 1.25. Поработал буквально неделю и стал отключатся с требованием о замене батарейки. в PoE порты не тыкал. На новых батарйках почти 1.6В, как и положено новым щелочным элементам. Как его полечить?
    • http://www.silacheloveka.ru/cook.php?id=12781 http://osnovakarate.ru/hystory/ashita.php http://www.center-satori.ru/?p=2345 http://strikerfootball.ru/istoriya-futbola/chto-takoe-strayker-v-futbole http://horses56.ru/?page_id=34 http://wing-chun-name.ru/ http://www.silacheloveka.ru/cook.php?id=12781 http://www.fc-lubertsy.ru/championat.html http://sportoboz.ru/2012/08/08/fotootchet-s-oi-2012-bronza-alii-mustafinoy-za-volnye-uprazhneniya.html http://gymnastic.pp.ua/pozitsiya.html http://fcbayernmunich.ru/media/audi-dlya-bavarcev-komu-kakaya-dostalas-foto.html http://boyevyye-iskusstva.ru/txekvondo/ http://www.polyathlon35.ru/federation.htm http://sportoboz.ru/2012/08/02/fotootchet-s-oi-2012-neudacha-dzyudoista-kirilla-denisova.html http://vihrclub.ru/turniry/kubok-gubernatora/ http://coleman.kiev.ua/article/view/462/ http://uafutbol.org.ua/tag/stadiony/ http://sarb.in.ua/explore/russkij-stil/item/381-vospominaniya-o-proshedshih-sborah-v-deneshah.html http://boxing-vrn.ru/obratnaya-svyaz http://www.gelios.ua/ru/node/671 http://delta.rovno.ua/?lng=ru&page=gallery_video&category=8 https://ntsportpit.ru/catalog/bcaa?page=all https://www.cskalogia.ru/category/sobytiya/1980/ http://www.spainland.ru/modules.php?name=Your_Account&op=new_user http://vskarate.ru/napisat-nam/
    • Важная тема поста, подобная проблема - отсутствие со временем заряда аккумулятора у радиотелефонов Панасоник (может и у других, не в курсе) - встечается у многих. Вот и меня догнало. Имею купленные когда-то две (разные) базы и три к ним трубки (оказались тоже схематически разные, хотя внешне похожие), одна база со своей трубой (подарил когда-то родне) и база с двумя трубами у меня. Прошли годы... И началась фигня, описанная в заглавном посте и ТУТ. Меняли аккумуляторы - пофиг. Полез искать рецепт в сети, нашел этот форум, ничем не помог, кроме как наличием схемы на версию трубы KX_TGA720.pdf как у меня (у меня их две). Третья труба у меня оказалась KX-TCD200, схематично похожа на схему KX-TGA720, особенно по схеме питания от батареи, схеме заряда аккумулятора и схемы контроля напряжения и управления зарядом. Чтоб долго не расписывать, оказалось, что все это не нужно, проблема в занижении напряжения блоком(ками) питания. Фиг знает отчего, но именно в них проблема, проявляемая со временем (хотя там обычные трансформаторы, никакого импульсного БП). На шильдике БП указано выходное 6V, хотя на холостом тестером меняем примерно 12V-13V. А вот под нагрузкой (с подключенной трубой) напряжение оказывается где-то 4V-4.5V, что не хватает для осуществления зарядки - процессор трубки имеет встроенные АЦП и на схемах легко проследить цепи от контролируемых входных напряжений к соответствующим ногам процессора, который определяет такое напряжение заниженным и не запускает процесс зарядки (на схеме видна цепь зарядки, управляемая процем). Достаточно или подмотать трансформатор, или заменить внешний блок питания на обычный внешний от любого мобильного (+5V с соответствующим током), а лучше найти такой же импульсник с +6V и все становится на свои места, зарядка батарей идет как и положено, на экране режим зарядки отображается бежит рисками внутри "батарейки". Так что копаем внешний блок питания трубки под нагрузкой (подключенная трубка), смотрим напряжение, и если оно меньше 5V, то даже нефиг трубу вскрывать и смотреть что там внутри, повышаем напряжение под нагрузкой другим внешним БП и будет вам счастье.    
    • Есть ещё мысль понизить напряжение питания до даташитных ±15В. Это позволит использовать фильтрующие емкости БП на 16В. На мощности сильно не скажется, да и динамический диапазон не должен пострадать. 
    • Возможно так и будет, если в цифре придется снижать более чем на 6дБ. Но пока не пробовал с основным источником.
    • Поставьте по входу вместо одного резистора два, - делитель напряжения с необходимым вам затуханием. :)
    • Типа того. Но получается так, что мне и при Ку=2 уже мощности через край, а ниже Ку нельзя... По сему Ку=2 предопределен. :) Перед ЦАП есть еще и процессор, который умеет управлять громкостью в цифре, вот он и будет снижать её до необходимого уровня. Главное чтоб звук при Ку=2 был стабилен и не хуже, чем  при более высоком Ку.   Понятно. Просто постоянный резистор 10К будет же аналогичен выкрученному в ноль потенциометру 10К. 
    • Резистор нужен. Свободно "висящий" вывод конденсатора оставлять нельзя. Конденсатор может зарядиться до неизвестного напряжения статикой. Резистор "привязывает" левый вывод конденсатора С1 к "земле", конденсатор всегда разряжен. Без резистора могут быть эффекты типа громкого "щелчка" при подключении кабеля.   В таком случае очень просто выбрать необходимый коэффициент усиления. Аудиокарта, в отличие от аналоговых источников, на выходе имеет ЦАП, и максимальная амплитуда выходного напряжения фиксирована и известна. Усиление УМ должно быть таким, чтобы при максимальном напряжении с выхода аудиокарты усилитель выдавал необходимое напряжение, соответствующее требуемой максимальной громкости (не обязательно близко к ограничению, определяется в основном динамиком, сколько ему надо). В таком случае перегрузки усилителя не будет никогда.
    • При работе оно еще немного падает, до 17,4 примерно. Так что можно жить. Ибо просаживать только резистором, наверное?  Да и БП другой потом будет, этот чисто тестовый.
    • Поставил R4 680Ом и С3 10мкФ. Про басам вроде чуть хуже стало (по качеству), что ожидаемо, но по входу держит под 5В пик-ту-пик, поскольку на выходе Vpp=10В на синусе 1кГц показало на 4,5Ом нагрузке, синусоида ровная (на сколько позволяет осцил). Это и требовалось, теперь входные потенциометры почти не задействованы, для комфортной громкости (полочники 6Ом) достаточно подавать где-то 3,2В рр. Чтобы совсем убрать потенциометры (регулировка будет в цифре поканально) нужно поставить параллельно входу резистор 10К? По звуку тоже все хорошо, но буду ещё слушать внимательно.
    • Отлично, тогда меня даже 10мкФ устроит. Есть в наличии Nichicon ES 10мкФ 50В, их и поставлю. Как раз диaметр 8мм.   Да я как бы без претензий, спасибо за подробный ответ. :) Мне и так много мощи, мои полочники 6Ом и им хватает на минимуме гейна.  Сегодня изменю Ку и посмотрим. Вспоминаю свой первый ламповик с его 1,5Вт, вот тут нечто похожее.
    • Ecли R4 680 Ом, то С3 достаточно 22 мкФ. Нижняя частота среза по уровню 3 дБ будет примерно 10 Гц.   А вы считать умеете? Мощность на нагрузке равна квадрату действующего напряжения, делённому на сопротивление нагрузки. При максимально-допустимом напряжении питания ±18 В и сопротивлении нагрузки 10 Ом, размах выходного напряжения до ограничения по даташиту ±11,5 В. Наверное для этого значения и посчитали, что на 8 Ом будет 7 Вт. Вот только при меньшем сопротивлении нагрузки у LT1210 и максимальное выходное напряжение будет меньше. Вот у вас пиковое (до ограничения) получилось 7 В. Значит, действующее - 5 В. На нагрузке 8 Ом максимальная мощность получится 5*5/8 = 3 Вт, на нагрузке 4 Ом - 5*5/4 = 6,25 Вт. Хотя вы что-то писали про ±15 В на выходе до клипа... В общем, измерьте максимальное выходное напряжение (это амплитудное), пересчитайте в действующее, умножив его на 0,707, и посчитайте сами, какая мощность будет на вашей нагрузке известного вам сопротивления.
    • А где тогда обещанные 7Вт? Но и на том спасибо. На 8Ом сильно упадет мощность? Предполагается именно такая нагрузка. Проверял сразу на 4Ом широкополоснике, потом последовательно кинул 3,3Ом 10Вт резистор, особо разницы не заметил.   Логично поставить оба по 680 Ом, их есть у меня. Так и сделаю. Спасибо за помощь.    За это отдельное спасибо. Мне НЧ в данном случае не важны (будет фильтрация активная, на СЧ от 300/12 примерно). Но если резистор изменили в 6,8 раз, то и емкость С3  уменьшать в 6,8 раз? То есть я спокойно могу поставить 47мкФ? А в моем случае даже наверное и 22мкФ без проблем. Ибо сейчас синус 20Гц динамик отрабатывал. С таким номиналом найдутся и биполярные с диaметром до 8мм.    Спасибо, и вас также. :)
    • С Новым Годом!   Действующее значение тока 0,4 А, пиковое - 0,58 А. Судя по фото (2V/дел.) - 7 В пиковое, пиковый ток 1,5 А, 5 Вт на вашем 4,7 Ом эквиваленте нагрузки. Не знаю, оригинальная - не оригинальная, но 1,5 А держит.   Ну правильно. Питание-то ±17,7 В (кстати, уменьшить бы хотя бы на вольт, а то близко к предельно-допустимому), а LT1210 так устроена, что не может дотянуть выход до питания, несколько вольт ей нужно падения на выходном каскаде. Сколько точно при какой нагрузке - надо в даташите уточнить. Там диаграммы есть.   Для схемы на рисунке ниже, хоть это и ОУ с токовой обратной связью, Ку = 1 + R5/R4.  Поставьте R4 и R5 одинаковые, и будет Ку = 2.  Номиналы резисторов (одинаковые) могут быть выбраны в диапазоне от 560 Ом до 750 Ом (по даташиту - диапазон оптимальных значений для R5). Усиление меньше 2 в этой схеме лучше не делать. Так как номинал R4 увеличится, нижняя граница частотного диапазона уедет в область инфразвуковых частот. Если это нежелательно (например, слушаете с вертушки, и желательно отрезать инфранизкочастотный рокот механизма), то пропорционально уменьшите ёмкость С3.
    • Ку=1 это я погорячился, наверное, хотя бы Ку=2 сделать. Есть у кого опыт?
    • Подключил свой ЦАП, нагрузка 4,5Ом, результат на фото. Если добавить ещё до Vpp=15В и выше, то  начинает подрезать нижнюю полуволну синуса. Теперь вроде уже можно сказать, что оригинал, или нет?  
    • Старт одного канала прошел удачно, собираю стерео для прослушки. Питание вышло ±17,7В , это при подключенном стерео варианте но без музыки. В плече "+" поставил резистор 0,33Ом, падение напряжения 23,4мВ, что дает нам около 71мА на две микросхемы и обнадеживает. Подаю синус 1кГц, после потенциометра измеряю тестером - 0,25В. На нагрузке 4,7 и 7,5Ом измеряю тестером 1,92В. Из этого можно сделать вывод об оригинальности LT? Или нужно на вход подать большее напряжение и посмотреть, получим ли на нагрузке ток 1А?   И сразу вопрос, как правильно перевести ее в Ку=1? Это вроде устойчивый вариант её работы? Уже чувствую, что много мощи будет для моего применения даже на 8Ом... Вход резать не хочу потенциометром. PS Биполярный электролит не нашел пока, поставил обычный. Там диaметром 8мм впритык...  
    • Эквивалент есть 4,6Ом и 7,5Ом. Измеряется потребляемый ток, так понимаю? В каждом плече? Сигнал наверное синусоидальный нужно подать? Чтоб на выходе 14В примерно было. Потребление будет около 1А в каждом плече?
    • Мне тоже интересно, кто что подскажет.   Последовательно в разрыв провода, в котором надо измерить ток.   Обычно при настройке применяют эквивалент нагрузки, собранный из мощных резисторов, с необходимым суммарным сопротивлением и мощностью.
    • Подскажите, плз, можно ли в этой схеме (и с этой платой) проверить LT1210 на оригинальность? Как? ЗЫ Так и не понял, куда включать амперметр и как нагрузить LT...
    • В принципе будет работать, но надёжность не гарантируется. В основном это касается пластмассы корпуса.
    • Смотрю в даташит: LT1210CT7#PBF  LT1210CT7 7-Lead TO-220 0 to 70°C Что будет с ней при -20°C? Там есть и такой вариант: LT1210IR#PBF  LT1210R 7-Lead Plastic DDPAK –40°C to 85°C
    • Спасибо, буду в любом случае сначала собирать как у всех. :) Просто корпус оч тесный, и заранее прикидываю варианты оптимизации внутри (тем более с учетом предыдущего проекта). А поскольку микросхема довольно капризная к схемотехнике и монтажу, вот и пытаюсь заранее граблей избежать.
    • Входной разделительный конденсатор можно вынести куда угодно.   LT1210 имеет полосу единичного усиления более 35 МГц. Чтобы исключить возможность возбуждения на высокой частоте, шунтирующие питание конденсаторы должны представлять из себя ёмкость хотя бы до вдвое большей частоты (частота собственного резонанса конденсатора должна быть хотя бы вдвое выше границы полосы пропускания). Электролитические конденсаторы на таких частотах отдыхают. Керамику размером 0805 группы X7R можно поставить ёмкостью не более 0,1 - 0,22 мкФ. У конденсаторов большей ёмкости собственный резонанс окажется уже в полосе пропускания усилителя. При этом в зависимости от монтажа, вероятны разные глюки, которые замучаетесь вылавливать.   Ну а про остальное... Это уже больше похоже на подробное описание каждого шага сборки. Проще самому собрать, чем каждый чих расписывать.
︽ Наверх страницы ︽
×
×
  • Создать...