Перейти к содержимому
Форум журнала практической электроники «Датагор»

Оригинал микро-ПК Raspberry Pi 3 Model B+ (Broadcom 1.4GHz quad-core 64 bit processor, Wifi, Bluetooth, USB)

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км! Охота, поход, торговый центр и т.п.

TrueRMS мультиметр UNI-T UT139A с автодиапазонами

Паяльнник 80W с терморегулятором и LCD-дисплеем, популярные жала серии 900M
Гость vmkonoplev

Усилители Нельсона Пасса Zen V4 и Zen V9

Рекомендованные сообщения

Гость vmkonoplev

Ссылки на наши статьи:

1) PENULTIMATE ZEN - «ПРЕДПОСЛЕДНИЙ» ДЗЕН НЕЛЬСОНА. Усилитель класса "А"

2) Девятый дзен Нельсона Пасса. Усилитель класса "А"

 

Среди представленной на этом форуме информации прочитал переводы статей Нельсона Пасса об усилителях Zen V4 и Zen V9. Я собрал оба эти усилителя (с некоторыми отклонениями от оригинала) и хотел бы обменяться мнениями как они позиционируются по сравнению с другими усилителями, как промышленными так и самодельными. Отзовитесь, пожалуйста, кто собирал указанные ZEN-ы и какие проводил сравнения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость vmkonoplev

Хотел бы обратить внимание, что схема Zen V9 позволяет достаточно легко увеличить мощность усилителя путем запараллеливания транзисторов и повышения напряжения питания. На прилагаемой фотографии показаны входной и выходной сигналы, частота 1 кГц, на резистивной нагрузке 3,33 Ом. Два прибора измеряют ток и напряжение на нагрузке. Отдаваемая мощность 52 Вт. Усилитель отлично работает на акустику Paradigm Studuo v.4, которая является достаточно "тяжелой" нагрузкой, её импеданс в районе 100 Гц падает до 3,5 Ом.

post-1125-1237360263_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость vmkonoplev

Хотел бы изложить несколько соображений в пользу сборки Zen V9. Эта схема при очень коротком "пути" сигнала позволяет обеспечить приемлемое выходное сопротивление около 0,1 Ом, выдает достаточно собранный и мощный бас. Это ее свойство устраняет наверное главный недостаток простых однотактных схем. Основным "действующим лицом" в данной схеме является полевик с p-n-переходом (j-fet) LU1014 (он же LD1014, только с короткими ножками для поверхностного монтажа). Даже лучшие результаты можно получить с LD1010. Эти экзотические на первый взгляд транзисторы можно добыть с предлагаемых на барахолках материнских плат от ASUS, мой знакомый нашел 4 штуки LD1014 на материнской плате, которую купил за 5 долл. Основной рынок для этих полевиков в промышленности - это преобразователи напряжений DC-DC, которые по необходимости присутствуют на метеринских платах. Если выполнить данную схему с соблюдением аудиофильских рецептов по выбору конденсаторов, то получается звучание с очень редким свойством, а именно, объединяет "прозрачность" и "вовлеченность", необходимые для вокала и джаза, с достаточным "драйвом" для прослушивания рока.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Уважаемый vmkonoplev, написал Вам в Личку на портале по поводу ZEna.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость vmkonoplev

Многие согласны с тем, что "короткий" тракт яляется одним из наиболее важных свойств хорошо звучащего усилителя. Это свойство не то что обеспечивает, но по крайней мере не препятствует звуку быть "прозрачным" и "воздушным". Понятие "короткого" тракта подразумевает минимальное количество каскадов схемы и минимальное количество паек. Чтобы услышать положительный эффект от короткого тракта, нужно обеспечить в конструкции высококачественные пассивные компоненты, а также разъемы, кабели и т.д. Все это вместе позволяет усилителю справляться с сигналами на уровне микровольт, которые отражают наличие "воздуха" и эффект "живого события" при прослушивании джаза и вокала. Указанные свойства усилителя очень трудно охарактеризовать объективными измерениями, возможно в качестве измерительной аппаратуры в данном случае могло бы быть оборудование типа для тестирования реле, коммутирующих сигналы уровня микровольт и наноампер.

Другим очень важным свойством усилителя является его способность отдавать большой пиковый ток в нагрузку (у некоторых моделей до 60-90 ампер). Это свойство обеспечивает мощный, упругий и собранный бас. Для реализации этого свойства схему приходится делать многокаскадной.

Два указанные свойства находятся в "жестких противоречиях". Усилитель, наилучшим образом справляющийся с роком, обязательно уступит маломощным конструкциям при воспризведении вокала.

Нельсон Пасс в своих усилителях PassLabs стремится к компромиссу между указанными противоречивыми свойствами, делая схему двухкаскадной и повышая отдаваемый пиковый ток за счет избыточных по мощности блоков питания и большого количества запараллеленных транзисторов в выходном каскаде.

Схема Zen V9 при изначально "коротком" тракте позволяет за счет определенных модификаций в сторону повышения мощности сохранить свойства "джазового" усилителя, и добавить свойства "рокового" усилителя.

 

Не следует недооценивать пользу "короткого" тракта. Например, одной из причин относительно качественного звучания различных Gainclone на базе LM3886 является минимальное количество внешних паек, а внутренние "пайки" в чипе выполнены в высоком вакууме и обладают недостижимым в обычных условиях качеством.

Надеюсь эти соображения могут оказаться полезными при выборе конструкции для самостоятельного изготовления.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость vmkonoplev

В связи с наличием на выходе всех Zen-ов электролитических конденсаторов, через которые подключается нагрузка, хотел бы обратить особое внимание на необходимость минимизации их влияния на звук. Механизм ухудшения звука при прохождении через электролит конечно сложный и по полочкам не разложен, но можно предполагать существенную роль в этом диэлектрической абсорбции и электро-вибрационных эффектов материалов, из кторых состоит внутренность конденсатора. Мне видится некая аналогия между механизмами негативного влияния на звук электролитов и колоночных кабелей, по поводу последних один из профессиональных звукорежиссеров написал:

"В системах, воспроизводящих определенную полосу частот, низкочастотные сигналы могут легко превосходить по уровню на 60 дБ те тонкие нюансы, которые передаются высокими частотами. Когда сигнал передается только по одному кабелю, низкие частоты, посредством одного из вышеупомянутых механизмов, могут модулировать, делать мутными, маскировать искажениями высокочастотные составляющие, отвечающие за чистоту и открытость звучания".

По поводу этой цитаты напрашивается дополнительное предположение, что за тонкие нюансы отвечают сигналы на 80-100дб более низкого уровня, чем основные низко- и среднечастотные сигналы, иначе бы мы не имели никаких вопросов ни к кабелям, ни к электролитам.

Многие добиваются хорошего звучания от электролитов по разному, причем вряд ли кто-нибудь даст строгое научное обоснование выбранному варианту. В моем случае скачок на существенно более высокий уровень звука произошел после применения "батареи" из 30-ти мелких запараллеленных электролитических конденсаторов по 680 μF, остался также шунт из К78- емкостью 50 μF. Объяснение этому считаю кроется именно в минимизации электро-вибрационных эффектов, а не в снижении эффективного последовательного сопротивления и рассмотрении паразитных индуктивностей. Я использовал измеритель эмиттанса и пытался измерениями доказать преимущества "батареи" мелких конденсаторов, однако особых преимуществ намерять не удалось, эффективное последовательное сопротивление "батареи" начинало расти с частотой из-за паразитных индуктивностей, которые, однако не страшны для звука.

У многих возникает вопрос, зачем иметь все эти трудности с разделительными электролитами, если можно применить схему с непосредственным подключением нагрузки к выходу, например, неплохо звучащую на базе LM3886. Ответ в том, что если для однотактника в классе А проблема электролита в общем решается и в результате начинаешь понимать, что приближаешься к понятию Hi-End, то в случае с LM3886 эффекты значительной глубины обратной связи и искажений типа "ступенька" преодолеть невозможно, и они "всю оставшуюся жизнь" будут модулировать и разрушать тонкие нюансы музыкальных сигналов.

Конечно, считаю все вышеизложенное не декларацией истины, а поводом к размышлению и дальнейшим проверкам гипотез.

 

Прошу принять уточнение, в предыдущем посте фраза "эффективное последовательное сопротивление начинает расти из-за паразитных индуктивностей" конечно ошибочна, начинал расти импеданс.

Пишу по воспоминаниям почти годичной давности, объяснения прошу воспринимать не как количественные, а как отражающие основные заключения.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость d331
Хотел бы изложить несколько соображений в пользу сборки Zen V9. Эта схема при очень коротком "пути" сигнала позволяет обеспечить приемлемое выходное сопротивление около 0,1 Ом, выдает достаточно собранный и мощный бас. Это ее свойство устраняет наверное главный недостаток простых однотактных схем. Основным "действующим лицом" в данной схеме является полевик с p-n-переходом (j-fet) LU1014 (он же LD1014, только с короткими ножками для поверхностного монтажа). Даже лучшие результаты можно получить с LD1010. Эти экзотические на первый взгляд транзисторы можно добыть с предлагаемых на барахолках материнских плат от ASUS, мой знакомый нашел 4 штуки LD1014 на материнской плате, которую купил за 5 долл. Основной рынок для этих полевиков в промышленности - это преобразователи напряжений DC-DC, которые по необходимости присутствуют на метеринских платах. Если выполнить данную схему с соблюдением аудиофильских рецептов по выбору конденсаторов, то получается звучание с очень редким свойством, а именно, объединяет "прозрачность" и "вовлеченность", необходимые для вокала и джаза, с достаточным "драйвом" для прослушивания рока.

 

 

Извиняюсь, а схема, детали, БП или сразу статья будут?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Статейка ознакомительная (даже две) есть на портале на стр.4

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Не, братья НЕ ОЗНАКОМИТЕЛЬНАЯ!!!

А самая что ни на есть АКАДЕМИЧЕСКАЯ И ПОЛНЕЙШАЯ - это замечательный авторский перевод ОРИГИНАЛЬНЫХ СТАТЕЙ самого Нэльсона Пасса!!!

КУДА УЖ ЛУЧШЕ ТО??? :smile:

 

Ссылки на наши статьи:

1) PENULTIMATE ZEN - «ПРЕДПОСЛЕДНИЙ» ДЗЕН НЕЛЬСОНА. Усилитель класса "А"

2) Девятый дзен Нельсона Пасса. Усилитель класса "А"

 

Ну вы даёте прикурить!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость vmkonoplev

Схемы Zen V4 и Zen V9 отличаются существенно друг от друга, первая из них двухкаскадная и имеет два конденсатора на пути сигнала, вторую можно назвать полуторакаскадной (один каскад каскодного типа) и имеет один конденсатор на пути сигнала.

V4 более широкополосная, в моих реализованных вариантах полоса пропускания V4 по уровню -3дБ составляет 600 кГц, а V9 только 50 кГц. Однако на воспроизведение "тонких нюансов звучания" полоса влияет слабо, значительно важнее короткий путь сигнала, качественные конденсаторы и другие компоненты.

V9 дает лучшую отдачу по низам благодаря уникальным характеристикам полевиков LD1014 (большая крутизна характеристики и малое сопротивление в открытом состоянии). Количество остальных запараллеленных тразисторов должно быть достаточным, чтобы не сильно испортить "достижения" LD1014.

Я предпочитаю использовать побольше латеральных транзисторов 2SK1058, чем возможно меньшее количество IRFP240.

Еще нужно учесть, что требования к предусилителю для V9 более жесткие, он должен быть способен работать на нагрузку желательно от 3-5 кОм. Однако особенность каскодной схемы V9 такова, что за счет количества транзисторов, радиаторов и трансов можно поднять мощность в нагрузку до 100 Вт, не снижая "джазовые" свойства усилителя, было бы желание, а железа и цветных металлов хватает.

Один из вариантов Zen V9 выпускается предприятием Нельсона Пасса и называется FirstWatt F3. Опубликовано большое количество хвалебных рецензий на этот усилитель, однако он представляет собой маломощную версию и рекомендуется для широкополосной акустики типа Lowther или Fostex.

В моем варианте мощности 50 Вт достаточно для работы на "тяжелую" акустику Paradigm Studio 100 v.4. Использую предусилитель Parasound JC2. Качества указанных АС уже не хватает для раскрытия всего потенциала системы, вероятно более адекватным вариантом была бы подходящая модель от Revel или PMC.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

В плане влияния выходного электролитического конденсатора на звук могу предложить непосредственное подключение СЧ и ВЧ фильтров АС к выходу усилителя (они, как правило уже имеют конденсаторы на входе). Оксидник пусть работает на НЧ. Автоматически решаем задачу разделения токов. Paradigm Ваш - трёхполосный...Даже не надеюсь, что сказал что-то новое... :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость vmkonoplev

Хотелось бы найти схему кроссовера для Paradigm, чтобы быть уверенным в приемлемости такого варианта. Смущает еще один момент, на низкочастотной полосе выходной конденсатор сдвинет фазу сигнала, а на высокочастотной нет. Лучше для ВЧ-полосы набрать достаточную емкость конденсаторов К78-. Такой вариант по-моему еще не очень хорошо изучен, можно "наступить на какие-нибудь грабли".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

︽ Наверх страницы ︽
×
×
  • Создать...