Перейти к содержанию

LM1875 - тихо играет, защита или возбуд при повышении сигнала


Рекомендуемые сообщения

Хм. Вытащил дорожки из видео, которое смотрел (HD) и с ютуба. Оказалось спектр сигнала на ютубе сильно "сжат" по вертикали. Не знаю, сделал ли это ютуб, кодек, или заливавший.

Вот извлеченный из HD-видео файл: _https://yadi.sk/d/cckqhn0LfRxpV

Так вот, интересует, какой мощности (напряжение питания) должен быть усилитель, чтобы с одной стороны проиграть такой "неотмастеренный" Live-сигнал без искажений (с "концертной" громкостью в комнате 3,5*5м), и с другой не сжечь динамики 4ГД-28 на пиках или в случае аварии. Был тут недавно случай, штекер немного вышел из гнезда ноута после уборки, да так удачно, что входы замкнулись между собой, и при включении усилителя я получил бодрый визг )) Надо бы предусмотреть какую-то защиту по входу. На авто-усилителе для саба такое предусмотрено, там если вход в воздухе загорается красная лампочка. И когда сигнала нет из динамика не слышно даже фона, как будто усилитель переходит в ждущий режим.

Читал про пик-фактор, там получается, что для того, чтобы комфортно слушать сигнал ватт 10, надо иметь усилитель на 100 ))

post-23729-1427024582_thumb.jpg

post-23729-1427024589_thumb.jpg

Изменено пользователем count0
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 106
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Утуб - большая помойка куда скидывают всё подряд. Ломать голову - почему на этом заборе кто-то что-то написал, занятие неблагодарное.

Мощность усилителя определяется не записями (с оговорками, придираться не надо), а "ВАШИМ" уровнем звукового давления. Этот уровень определяется в основном:

- отдачей динамиков (этим почему-то пренебрегают),

- мощностью выдаваемой усилителем.

Ну и множеством дополнительных вещей - комнатой, её коврами-мебелью, диапазоном частот...

Громкость можно примерно определить по индикатору среднего уровня (почитайте про индикаторы уровня записи магнитофона) мощности, а пиковый уровень, определяющий максимальную громкость, которую ухо не успевает воспринять зависит в основном от степени компрессии записи.

Чем выше степень компрессии, тем субъективно громкость выше. Этим и пользуются записыватели, особенно на радио, в попсе и в рекламе.

Так что в одном случае при "чтобы комфортно слушать сигнал ватт 10" усилителя на 100 будет мало, в другом - много.

ОЧЕНЬ МНОГО зависит от того, какую музыку и какие записи вы слушаете.

Вопрос не имеет единственного ответа.

Я неоднократно замечал, что записи более высокого качества сделаны "тихо".

Но качество абсолютному большинству потребителей не нужно, им нужно, чтобы колбасило и крючило - это они принимают за качество.

Так что можете посмотреть чувствительность, например, 4ГД-28, номинальную мощность, какое звуковое давление (сколько дБ громкости) они в итоге могут выдать - такие таблицы есть.

Проблема не так проста. Пусть, к примеру, ваши динамики нормально играют на 10 ваттах, а в пике ваш усилитель на 100 ватт выдаст хороший сигнал. А динамик нормально переварит эти 100 ватт? А вы заметите эти искажения? С учетом их кратковременности?

***

Я уже много раз писал здесь следующее, боюсь, уже повторяться:

Меня интересовал вопрос: на мои уши, комнату и музыку, какой мощности достаточно? Вопрос был практический: меня интересовало, стоит ли делать однотактный ламповый усилитель, хватит ли его мощности???

Оказалось, что мне (и не только мне, а всем, кто соглашался вынести испытание в пыточном кресле), хватало СРЕДНЕЙ!!! мощности 1...2 Ватта на канал. 2 Ватта - предел! Но эта средняя мощность, пиковая примерно 8...10 Ватт, но пики были очень редко.

Кстати, это были не "ламповые", а обычные "транзисторные" ватты 100-ваттного усилителя.

Испытания были на АС с предположительной чувствительностью 90...93 дБ/Вт/м.

Все эти АС были на старых динамиках и НЧ были в лучшем случае от 60 Гц. Не сомневаюсь, что с сабвуфером цифры были бы кардинально другие.

При опробовании АС на современных динамиках подаваемая мощность требовалась значительно большей.

***

Так что, Василий, вы можете получить здесь много ответов, но боюсь, что для вас они не подойдут т. к. задача не имеет единственного решения.

Кстати, очень много лет назад, в журнале "Радио" (который сегодня не читают - старьё, что могли тогда написать глупцы, мы же современные и знаем больше, чем они) была статья с примерным названием "Какой мощности усилитель нужен". В статье приходили к выводу 2 по 4 Вт.

Посмотрите стандарт Hi-Fi DIN45500, какая должна быть мощность, чтобы соответствовать этому стандарту.

Большинству начинающех радиолюбителей (обратите внимание) нужен усилитель не менее 200 Вт, лучше 500 Вт. Зачем? Если для комнаты, а не для дискотэки в общепите, то для саббухера и нагадить соседям - гадить, это моск так у них устроен, этим немало гордятся, в том числе здесь.

Вот когда у гадёнышей появляются отродья, которые спят плохо, от шума просыпаются и орут, тогда у любителей сотен ватт моск немного прочищается.

Василий, я ответил на ваш вопрос?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну да, в своём стиле ))

Я тоже сильно думал, какой должна быть даже фабричная техника, чтобы такой сигнал переварить, и всё упирается в эти мелкие пики, которые для звуковой картины и ощущения присутствия очень приятны, а для усилителя являются стресс-тестом. В идеале было бы, чтобы он как-то помягче реагировал на перегрузку, но тут скорее всего понадобится логика сравнимая по размеру с самой схемой на ЛМ-ке ))

Интересно кстати, как себя ведут транзисторы, если им прилетит такой "неформат", который заставляет их прыгнуть выше головы (питания). Тоже писком, или всё-таки будет обрезание сигнала, и с хрипом, но-таки воспроизведёт?

Радио не читают не потому, что оно плохое, а скорее всего просто потому, что не знают о его существовании, и не могут сходу определить актуальность приведенного там. Так же как например и данных в Большой Советской Энциклопедии. И поэтому читают тупо Википедию. Мне тут молодая подруга показывала их учебники по физике, так там уже ответы в конце есть. И они имея формулы, ответы и репетиторов затрудняются решить задачки вида "Найти общее сопротивление 5 последовательно-параллельно включенных резисторов". Вот результат 10 лет ЕГЭ ))

Мне много мощности не надо, сейчас её на обычной обработанной музыке более чем достаточно. Я просто пытаюсь предусмотреть все ситуации, и заодно получить опыт ) Раньше мне радиотехника казалась чем-то скучным. Возможно потому, что нас учили считать теорию, а она без практики мертва )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Да, я в своём стиле, это отвратительно? Поздно его уже менять, лучше уж заткнуться. :smile:

Сегодня просто оценить максимальный уровень цифрового источника (а таких большинство) - измерить тестовую запись 0 дБ. Это будет максимум максиморум. Можно узнать, какой уровень будет на выходе усилителя при подаче на вход 0 дБ (обычно 1 или 2 В) при регуляторе громкости на максимуме, и если усилитель и АС даже этот уровень переварят, значит перегрузки не будет никогда. В натуре, редко слушают УНЧ при максимуме РГ, если и слушают, то на "тихой" записи.

Мои наблюдения осциллографа при проигрывании музыки показали, что условный пик-фактор, когда пики превышают массовый громкий уровень, составляет 2...3. А значит мощность на пиках в 4...9 раз выше. Подготавливая запись чрезмерные пики давят лимитерами, поэтому, в отличие от магнитофонов и особенно винила, большие и непредсказуемые перегрузки цифровых записей исключены.

Можно и на глаз прикинуть пик-фактор. Посмотреть массовые пики амплитуд (не уникальные), замерить по шкале осциллографа их уровень в вольтах и, зная уровень 0 дБ, узнать, насколько всё это может подпрыгнуть.

Наверное, хорошо, если сигнал на усилителе не дойдёт до ограничения (а мы помним, что слушаем не на пределе) - я уверен, что длительность, а значит и заметность переходных процессов при перегрузке усилителя выше. Учитывая мягкий перегруз ламповых усилителей, их можно слушать при уровне ближе к перегрузке, отсюда и легенда о "ламповых" и "транзисторных" ваттах.

Интересно кстати, как себя ведут транзисторы, если им прилетит такой "неформат", который заставляет их прыгнуть выше головы (питания). Тоже писком, или всё-таки будет обрезание сигнала, и с хрипом, но-таки воспроизведёт?

Думаю, интересными были бы исследования транзисторно-микросхемных УНЧ при перегрузке, но я таких не встречал. Наверняка разные усилители ведут себя по-разному, да и питание надо учитывать.

всё упирается в эти мелкие пики, которые для звуковой картины и ощущения присутствия очень приятны

А в этом сильно сомневаюсь, вряд ли за это отвечают ПИКИ.

Кстати, думаю, что ограничения и искажения при КОРОТКИХ пиках от динамиков менее раздражают слух из-за природы механических искажений и гармоник.

Я просто пытаюсь предусмотреть все ситуации, и заодно получить опыт

Вы хотите объять необьятное. :smile: А опыт получите, если будете ставить опыты. Я кое-какие опыты ставил и теперь буду упрямо игнорировать теоретические выводы любителей посимулировать, которые не хотят снизойти для проверки практикой.

Мифы, в том числе абсолютно беспочвенные, очень живучи и большинство не только верит в них не задумывась, но отстаивает их с пеной у рта.

"Мне много мощности не надо" Вы имели в виду "громкости" - я писал, в том числе и выше, что громкость, конечно, пропорциональна мощности, но это далеко не аналоги.

Кстати, сильное ограничение называют клиппингом, разборчивость речи при этом достаточно приличная, иногда даже использовалась в профессиональной технике, вы можете и опыты поставить, но имейте в виду, что при этом гармоники растут резко и пищалку легко сжечь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Я тоже сильно думал, какой должна быть даже фабричная техника, чтобы такой сигнал переварить, и всё упирается в эти мелкие пики, которые для звуковой картины и ощущения присутствия очень приятны, а для усилителя являются стресс-тестом. В идеале было бы, чтобы он как-то помягче реагировал на перегрузку,...

Судя по написанному и по графику волнового ряда выше Вы совсем не разбираеиесь в том, что видите.

Там нет перегрузки, ибо ни один пик не превышает 0 дб! По графику это не видно, но это в принципе невозможно.

И Вы еще не видели по настоящему компрессированный сигнал.

Там даже пиков нет!

 

Т.е клад зарыт совсем не там! А зарыт он в начале темы в нескольких первых ответах...

Остальное все- театр одного актера, кот. сначала создал проблему, а теперь пытается ее решить не понимая в чем она.

 

Вы наверно единственный такой, больше таких косяков ни у кого нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Наверное ) Потому что большинство травят проверенные печатки с написанными номиналами, и не парятся. И даже печатку они не могут выбрать самостоятельно, а устраивают соц. опросы на 5 страниц "Какая лучше и почему", и какие кондеры ставить, чтобы на их С-90 или авто-динах она переиграла "фирмовый" усилитель. :smile:

 

-----------------------

Сергей, пишите, Вас очень интересно послушать ) Жаль что я в Сибири живу, лично не встретиться.

Остальные участники либо уже устали объяснять прописные истины новичкам, либо просто имеют не тот уровень.

Вот ещё вопрос был. А как проблему "непредсказуемого" сигнала решают в теле и радиовещании? На авто-радио например есть передача "Мурзилки-Live", они там приглашают разных исполнителей и в прямом эфире гонят сигнал. И если какая-нибудь Ёлка громко крикнет чуть ближе к микрофону, то будет очень близко к 0 дб. Там звукооператор в реальном времени крутит уровни на микшерском пульте, или есть какое-то хитрое решение?

В крайнем случае можно написать дополнение к драйверу звуковой карты, который будет резать большие скачки, благо у меня Линукс и все исходники открыты. В идеале было бы просто замерить её максмальный выход, и под него откалибровать усилитель. Наверное так и сделаю на синусе )

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот ещё вопрос был. А как проблему "непредсказуемого" сигнала решают в теле и радиовещании? Н

 

Используют компрессоры и лимитеры.

 

_https://habrahabr.ru/post/183044/

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...большинство травят проверенные печатки с написанными номиналами, и не парятся.

И правильно делают.

...пишите, Вас очень интересно послушать

Я уже получил ярлык Ворчуна. Наверняка, большинство воспринимает это всерьёз...

Да, Сибирь далековато...

Там звукооператор в реальном времени крутит уровни на микшерском пульте, или есть какое-то хитрое решение?

Об этом лучше спросить тех, кто этим занимался, а такие здесь наверняка есть.

Максим в основном ответил. Общий уровень громкости может меняться и кое-когда, наверное, надо и ручки покрутить. Если помните, в магнитофонах был такой режим АРУЗ (АРУ Звука). Но если магнитную ленту можно было изредка перемагничивать, цифру, как я понимаю, нельзя.

АРУЗ применялась и в кино. Обратите внимание - в старых фильма: когда наступает тишина, через некоторое время появляется весьма заметный шум, которого нет в коротких паузах.

Василий! В вас творчество так и клокочет. Завидую. А я думаю, что эта проблема очень сложна и хорошо её на коленке не решить. Для этого мало познаний в программировании, нужно знать, например, психоакустику и т. д. и т. п.

можно написать дополнение к драйверу звуковой карты, который будет резать большие скачки

Вам не доводилось баловаться, например, с программой Cool Edit, Wave Purity и т. д. ? Я когда-то пробовал, например, убирать вручную щелчки с оцифрованных мной грампластинок, пробовал убирать шум. Попробуйте, результаты интересные, неожиданные и не очень вдохновляющие. Не так всё просто.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для начала крик души: "Победааа!!!" :smile:

Статью прочитал, очень интересно, как и комменты к ней.

Так вот, оказывается для Линукса всё давно написано, надо только подключить (этого в статье нет).

1. Устанавливаем пакет swh-plugins.

2. В файле ~/.asoundrc (если есть - правим, если нет - создаем его. Точку в начале названия файла не забыть!):

Здесь был спойлер.

#--------------------------------------------------
# Cards
#--------------------------------------------------
pcm.yourcard {
type hw
#Номер звуковой карты через которую будет выводиться сигнал
card 0
}

ctl.yourcard {
type hw
#Номер звуковой карты через которую будет выводиться сигнал
card 0
}

#--------------------------------------------------
# Normal alsa
#--------------------------------------------------
pcm.!default {
type plug
slave.pcm "duplex"
} 

pcm.duplex {
type asym
playback.pcm "ladspa"
capture.pcm "dsnooper"
}

# --- ladspa chain ---

pcm.ladspa {
 type ladspa
 slave.pcm "dmixplug"
 path "/usr/lib/ladspa";
 plugins [
{
label fastLookaheadLimiter
input {
	# Параметры лимитирования сигнала:
	#InputGain(Db) Limit (db) Release time (s) 
	controls [ 9 -3 10]
	}

}]
}

pcm.dmixplug {
 type plug
 slave.pcm "dmixer"
}

pcm.dmixer {
type dmix
ipc_key 1234
slave {
	pcm "yourcard"
	period_size 1024
	buffer_size 4096
	rate 44100
}
} 

pcm.dsnooper {
type dsnoop
ipc_key 2048
ipc_perm 0666 
slave.pcm "yourcard"
slave 
{
	period_time 0
	period_size 1024
	buffer_size 4096
	rate 44100
}
bindings {
	0 0
	1 1
}
}

#--------------------------------------------------
# special entries for pulseaudio/apulse
#--------------------------------------------------

pcm.duplexPulse {
type asym
playback.pcm "dmixerPulse"
capture.pcm "dsnooper"
}

pcm.dmixerPulse {
type dmix
ipc_key 1234
slave {
	pcm "yourcard"
	period_size 1024
	buffer_size 4096
	rate 44100
}
}

 

3. Сохраняем, закрываем все приложения, использующие звук (и браузеры - если там открыт ютуб или контакт), перезапускаем alsa:

sudo alsa reload

 

4. Проверяем из консоли, всё ли хорошо:

ALSAPCM='default' speaker-test -c 2 -t wav -l 5

 

Если напишет: устройство занято! Значит какое-то приложение Вы всё-таки забыли закрыть. Чтобы не париться можно полностью перезагрузить ОС, и повторить тест 4.

 

5. Если всё ок, то услышим Left - Right из левого и правого канала соответственно. Радуемся, запускаем плеер. Устройство воспроизведения "по-умолчанию" менять не требуется. Возможно одновременное воспроизведение из нескольких приложений благодаря использованию dmix.

 

----------------------

Если захочется отказать от компрессии - просто переименуйте файл .asoundrc в какой-нибудь другой, и перезапустите алсу или ОС целиком. Если нужно будет поменять параметры компрессии - в конфиге они подписаны, меняйте в соответствии с режиссёрскими вкусами ))

 

Для подсистемы Jack, которую используют люди, работающие со звуком, подобная штука тоже есть, но как сделать в нём описывать не буду, они сами знают )

 

Написал сам, можно вынести в статью, вдруг кому пригодится... Тогда дополню описанием параметров этих плагинов компрессии.

 

--------------------------

Сергей, в звуковых редакторах работать пробовал. Есть в Линуксе такая утилитка - Sox. Швейцарский нож для обработки звука. В том числе позволяет подсунуть ей на вход образец "Шума", подопытный образец, и она из этого образца вычитает шум. Использовал когда надо было оцифровывать аудиокассеты. Если обычные редакторы вычитают тупо "в лоб" один сигнал длины Х из другого У, то эта умная, ей можно дать маленький кусочек, и ото всюду вытащит, где есть нечто подобное.

У неё ещё много возможностей )

В Audacity (аналог SoundForge) удалял щелчки и прочие писки из недоделанной минусовки, благо во 2м канале там был звук нормальный, и удалось аккуратно кусочки вставить, получилось без рывков.

 

И правильно делают.

Правильно, но зря )) Как в том анекдоте про попа и бизнесмена, ехавших в поезде.

 

Здесь был спойлер.
В купе поезда едут бизнесмен и священник. Бизнесмен работает достав ноутбук. Батюшка достаёт бутылку:

-Может быть перед обедом водочки откушаем сын мой?

-Батюшка простите я не пью, я работаю.

-Как знаешь - наливает стакан водки выпивает - может пойдём перекурим?

-Батюшка простите я не курю предпочитаю здоровый образ жизни.

-Как хочешь, а я пойду перекурю. - Покурив батюшка возвращается. - Слушай сын мой я там в тамбуре двух девиц видел они такие красивые пойдем отдохнём?

-Батюшка простите, я женат у меня есть дети я жене не изменяю.

-Ну как знаешь. - Батюшка уходит, через некоторое время возвращается.

Бизнесмен складывает Ноутбук и спрашивает.

-Батюшка я вот хочу у вас спросить: я не пью, не курю, не изменяю жене, забочусь о детях. Скажите, я что не правильно живу?

-Правильно сын мой, правильно, но зря... :smile:

 

Работая сборщиками, они сборщиками и останутся.

 

В-общем я рад, проверил на этой песне, про Пса на цепи, Воробьёва поёт громко с самого начала, пики усилитель в перегруз не загоняют. Калибровку усилителя "под звуковуху" всё равно потом сделаю, во избежание случайной перегрузки.

Изменено пользователем count0
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Вот он рецепт! Оказывается звук надо скомпрессировать о ограничить!

И наступает счастье.

Да, похоже, так. Василию объяснить что-то трудно - не слышит.

По крайней мере моих талантов объяснять недостаточно.

Можно было бы написать несколько страниц, например, про

Есть в Линуксе такая утилитка - Sox. Швейцарский нож для обработки звука. В том числе позволяет подсунуть ей на вход образец "Шума", подопытный образец, и она из этого образца вычитает шум. Использовал когда надо было оцифровывать аудиокассеты. Если обычные редакторы вычитают тупо "в лоб" один сигнал длины Х из другого У, то эта умная, ей можно дать маленький кусочек, и ото всюду вытащит, где есть нечто подобное.

но смысла нет, наверное, пользователи Линукса априори уверены, что уникальные программы и возможности есть только в нём, а все остальные тупые и в лоб...

Изменено пользователем chugunov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну либо так, либо сгоревший динамик на пиках.

Тем более прочитав, как измываются над звуком при его мастеринге (сначала лимитирует тот, кто записывает, а потом тот, кто сводит), я не вижу ничего плохого том, чтобы компрессировать звук роликов с ютуба, новостей, и музыки с Контакта, которую скачивать и нормализовать примерно к одному уровню софтом типа EasyMP3Gain (как у меня сделано с моей несколько сот гиговой коллекцией музыки) каждый раз не будешь.

 

Единственное решение, которое мне было предложено - слушай потихоньку. Это не выход.

Изменено пользователем count0
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Гость
Эта тема закрыта для публикации ответов.
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...