Перейти к содержанию

Управление потенциометром громкости при помощи ДУ


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте уважаемые Датагорцы! Мне тут закралась в голову мысль, что неплохо бы собрать схему управления потенциометром уровня в ламповом усилителе при помощи пульта дистанционного управления. В данном случае ничего лучше механики не существует (без внесения посторонних искажений в звуковой тракт).

post-32116-0-90687000-1478018449_thumb.gif

Схему обработки сигнала с пульта ДУ найти не представило труда. По заявлению автора, при нажатии кнопки микроконтроллер записывает последовательно две команды в ПЗУ, которые после будут и использованы для определения вращения по часовой стрелке, или против. Пульт к этой схеме подходит любой (опять же по заявлению автора). Схема проста и понятна, остаётся использовать выходные уровни МК для вращения двигателя.

post-32116-0-72631800-1478018494_thumb.png

Прикладная схема реализации вращения тоже есть в сети, но на шаговом двигатель от дисковода 5.25. На первый взгляд та ещё страсть с логикой, дешифратором и генератором. Найти подобный двигатель от флоппи дисковода на данный момент не так просто, потому, что большинство их шло в исполнении «на плате» и с четырёх контактными выводами, а не с шести. Непросто найти двигатель, да и городить подобную схему что-то не хочется, когда можно взять просто двух полярный двигатель.

Накидал из головы схему и прошу Вас проверить её правильность. Транзисторы комплементарные, двух полярное питание, вроде, должно работать в этом случае. Возможно, падения напряжения на диодах будет мало и придётся подбирать резистор в базовую цепь.

post-32116-0-36070400-1478018675_thumb.jpg

Изменено пользователем Wishmaster
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Двигатель, я так понимаю, постоянного тока - "щёточный" (нарисован некорректно...)

Но не это главное:

1) включать его лучше "в мост":

post-25261-0-98596600-1478032091_thumb.gif

Вот за эту схему спасибо. Управляющие сигналы возьму уже с купленного PIC12F629, катодный резистор для КТ209 подберу.

Готовые решения не для меня :smile: Редуктора пока нет, ибо нет самого двигателя, а вот подобие фрикциона и основание уже готовы.

  • Я с тобой! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Есть микросхема L298 - готовый H-мост. Точнее, сразу 2. Удобно. Можно ей четырехпроводной шаговик крутить, можно просто ДПТ в разные стороны крутить.

 

Кстати, раз уж решились на МК-управление, следующим логичным шагом выглядит зацепить 5-6 релюх и никитинский регулятор сообразить. В отличие от переменника он никогда не износится, да и на качество никто не жалуется.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

post-25261-0-98596600-1478032091_thumb.gif

 

По предложенному Вами варианту схемы мостового включения двигателя я понял, что транзисторы КТ837 всегда открыты и двигатель вращается всё время, меняется только направления вращения.

Для "секундной" регулировки схему нужно модифицировать так, чтобы питание подавалось на мост только в момент регулировки. Нарисовал схему:

post-32116-0-15146200-1478189852_thumb.jpg

В момент получения сигнала от TSOP,а появится логическая единица на одном из выходов, которые откроют транзисторы VT4 или VT9, а так же сработает один из ключей и откроет транзистор VT3(на всё том же КТ837) и схема будет запитана на момент регулировки. Мои рассуждения верны?

 

Сегодня нашёл биполярный двигатель и провёл эксперимент - плавное вращение двигателя, необходимое для комфортной регулировки, происходит при условиях +6В питания и ограничении тока через двигатель 300мА. В этой связи необходимо ввести ограничивающий резистор в цепь, дабы сохранить скорость вращения потенциометра. На схеме я отметил резисторы R10 и R11 как "подбор", ведь именно в коллекторной цепи VT6 и VT8 нужно вводить ограничивающие резисторы?

post-32116-0-15146200-1478189852_thumb.jpg

Изменено пользователем Wishmaster
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Подключите вот так, R5 подберёте чтобы обеспечить желаемую скорость. Никаких дополнений включающих питание схемы при подаче управляющих напряжений не потребуется.

post-9838-0-83097900-1478193786_thumb.jpg

post-9838-0-83097900-1478193786_thumb.jpg

Изменено пользователем sstvov
  • Я с тобой! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... а так же сработает один из ключей и откроет транзистор VT3 ...

При этом сгорят либо диод 4148 либо преход база - эмитер VT3 или оба. Вообще этот часть схемы не нужна. Когда в мосте открыты два верхних транзистора или два нижних (по схеме) - двигатель не вращается.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При этом сгорят либо диод 4148 либо преход база - эмитер VT3 или оба. Вообще этот часть схемы не нужна. Когда в мосте открыты два верхних транзистора или два нижних (по схеме) - двигатель не вращается.

 

Там напряжение питания то транзисторной части схемы 12 вольт, в то время как на выходе контроллере 0-5. В результате VT4, VT9 закрыть не возможно. Потому и не работает она как нужно.
  • Я с тобой! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Там напряжение питания то транзисторной части схемы 12 вольт, в то время как на выходе контроллере 0-5. В результате VT4, VT9 закрыть не возможно. Потому и не работает она как нужно. ...

 

 

... Когда в мосте открыты два верхних транзистора или два нижних (по схеме) - двигатель не вращается. ...

post-15167-0-30282900-1478274675_thumb.jpg

post-15167-0-30282900-1478274675_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спасибо за советы. Остановлюсь на варианте sstvov из сообщения #8, а так же запитаю транзисторную схему +5В от стабилизатора.

post-32116-0-00328900-1478290889_thumb.jpg

post-32116-0-00328900-1478290889_thumb.jpg

Изменено пользователем Wishmaster
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 2 недели спустя...

post-32116-0-00328900-1478290889_thumb.jpg

Собрал данную схему. Сразу хочется сказать, что прошивка очень хитрая - чтобы записать нужный код с пульта ДУ потребуется сноровка. После записи в ПЗУ контройлер откликается на нужные сигналы с пульта довольно отзывчиво, НО уровень на управляющие выходы подаётся всего на 0,7-1 секунду. Держать кнопку, чтобы двигатель вращался не получится, приходится рывками дёргать. Но не в этом главная суть; главная проблема в том, что через мост при указанных номиналах резисторов, а так же сопротивлении обмотки двунаправленного двигателя постоянного тока равной 26 Ом,ам, протекает ток не более 130 мА, что недостаточно для работы двигателя в паре с потенциометром(он просто не справляется). Опытным путём было установлено, что для комфортного вращения потенциометра через двигатель должен протекать ток порядка 400 мА при напряжении 5 В. И тут я что-то не понимаю, вроде, на протекание тока должно влиять только сопротивление обмотки и ограничивающий резистор, но на деле этого не происходит и ток через мост ограничен 130 мА.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...