Перейти к содержанию

Схема для усилителя.


Рекомендуемые сообщения

День добрый. Вот схемка блока питания на ТАН28-220-50. Можно и должно её собрать-смакетировать. Все эти выключатели «Накала» и «Анода» пригодятся Вам при настойке и отладки будущего усилителя. Если понравиться, то выключатель «Анод» можно оставить. Тогда Ваш «усь» будет выглядеть «по пацански» правильно. (Дядя шутит) Что бы наш блок питания не пошёл в «разнос» нагружаем его на сопротивление 330кОм на один Ватт. При такой нагрузке, на выходе блока питания, должно присутствовать порядка +315Вольт (без подключения его к усилителю). Если мы будем его «прицеплять» к усилителю, то в режиме покоя (режим минимального тока потребления усилителя) на выходе БП будет, где то +297Вольт. Ну, это всё потом, когда соберем усилитель. Про накальные обмотки, э-э-э-э…, ну, то же оставим на ОПОСЛЯ.

Так, давайте-ка, поговорим о культуре производства и технике безопасности! Макетировать усилитель должно на монтажном «корыте» и желательно, на металлическом! Как его сделать? Да очень просто! Едем или идём, кому, как нравится, на строительный рынок. Там покупаем уголок, алюминиевый ну, скажем 60мм х 30мм и алюминиевый же лист толщиной 2 -:- 3мм, ну скажем размером 340мм х 280мм (стандартный размер «домашней» аппаратуры). Почему алюминиевый? Да, просто легче обрабатывать в домашних условиях. Там же, на рынке можно прикупить коронки для металла, которыми мы будем делать большие и красивые отверстия под ламповые панельки. Ну, свёрла по металлу и дрель я думаю, дома имеют место быть. Если нет, то можно попросить у соседа или приятеля.…… Так, о чём это я, а, продолжаем делать монтажное «корыто». Обрамляем по краям наш алюминиевый лист уголками, которые крепим к листу, ну, скажем винтиками и гаечками М4 или другим, каким-то способом. После небольшой, но продолжительной работы имеем монтажное «корыто» с размерами 340мм х 280мм и высотой 60мм. С веху «корыта» монтажим-устанавливаем всякие там трансформаторы и дроссели, а в подвале ведём монтаж-распайку ламповых схемок. Всё просто, надёжно. Ни куда, ни чего не «уезжает». Да и технику безопасности, с таким «корытом» соблюсти га-а-а-раздо легче! Всё- таки работаем с высоким напряжением!

Ну, вроде, как-то так, что ли.

С уважением, Виктор kdtp!

 

Изменено пользователем kdtp
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 33
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Алюминий хорошо обрабатывается, но и стоит тоже очень хорошо. Его лучше приберечь для окончательного чистового варианта корпуса.

Боковая стенка от идущего на выброс старого компьютерного корпуса для макета обойдется гораздо дешевле.

 

Чтобы смоделировать реальную нагрузку на БП берем 2 лампы накаливания 220в 40Вт цепляем их последовательно и подключаем к нашему БП.

Оставляем включенным на пару тройку часов, периодически проверяя как сильно нагрелся и не начал ли гудеть (у ТАН_ов с прогревом это иногда случается :angry: ) трансформатор, как себя чувствует дроссель.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте, товарищи ламполюбы и иже с ними. Полностью соглашусь с Александром Николаевичем – смастерить приспособление для макетирования можно практически из любого подручного материала, главное чтобы это было что-то металлическое. Почему металлическое? Давайте разбираться. Оставим в стороне приобретение слесарных навыков, это кому как Бог дал. Тут «закавыка» будет поинтересней. Когда вы сделаете «железяку» для макета будущего уся вряд ли она буде размером с письменный стол. Скорее всего, она будет по размерам очень похожа на будущее «чистовое» изделие. Значит все детальки, начиная от силового трансформатора и заканчивая малюсенькими резисторами должны уложиться в это пространство. Вот вам навык номер один – приобщаемся к промышленному дизайну. Ну и это тоже не главное! Наступил главный момент, мы, наконец - то, собрали-отмакетировали усилитель и приступили к его доводке! Как показала многолетняя практика, при доводке усилителя, может повстречаться довольно-таки много «подводных камней». Начиная от элементарного возбуждения и заканчивая ЖУТКИМ ФОНОМ. Если наш макет собран просто на газетке, которой застелен наш рабочий стол, то борьба с возбудом и фоном приобретает вид ловли блох, сами знаете где. Другое дело металлическое «корыто» - всё закреплено жёстко и прочно, а ГЛАВНОЕ, наша «железяка» является хорошим экраном. Ну, например, боремся с фоном. Причиной этого явления могут быть и различного рода наводки, и неправильная разводка «земли», и т.д. Наводки – сооружаем, где нужно и как нам нужно, различного рода экранчики и жестко закрепляем их на нашем «корыте». Уверяю, результат экранировки (если она потребовалась) вас более чем порадует. «ЗЕМЛЯ» - о, это тема будет насущной пока ток бежит по проводам. В нашем, конкретном случае, сиречь в «лампостроительстве» - заниматься правильной разводкой заземления, находить её основную точку (на сленге радиолюбителей «звёздочка»), заземление входных и выходных точек и проча, проча, проча.……, уверяю вас, лучше всего на нашей «железяке»! И это ещё не всё. К примеру, вам нужен совет по монтажу или разводки уся. Фоткаете наш макет на «корыте» сверху и со стороны «подвала». Отсылаете на наш форум и имеете достойную консультацию! Теперь, представьте на минуточку, что вы сфоткали и отослали макет, собранный на газетке – куча радиодеталей, опутанных «паутиной» проводов. Тут воочию чёрт ногу сломит, а уж на фотографии….. Думаю, что про преимущество монтажно-металлического «корыта» можно больше не распинаться, хотя «за бортом» и осталось кое-что…

Главное, когда вы закончите отладку усилителя, насладитесь его «вкусным» ламповым звуком и приступите к переносу вашей конструкции на другой, окончательный корпус, сие действо не вызовет у вас особой сложности. Останется только «пылинки сдувать» - доводка внешнего вида усилителя, согласно ваши вкусовым критериям, ну и так, кое-что по мелочам, касательно окончательной настройки по электрической части.

Удачи в «лампостроительстве», Виктор kdtp!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

https://forum.datagor.ru/index.php?act=atta...st&id=22918

Рекомендую еще и на эту схему обратить внимание. наличия "некошерной" микросхемы в катодах выходного каскада звук совсем не портит, даже наоборот. В эту схему без всякой переделки и перепайки можно смело толкать кроме 6П6С и 6П3С, и EL34 и, если попадутся под руку всякие буржуйские 6L6, 6V6 - лишь бы цоколевка совпадала. А можно сделав переходник с октали на 9 штырьковую панель пробовать и 6П14П, 6П18П, 6П1П и в конечный вариант ставить уже то, что лучше понравиться. Микросхема в катоде включена в режиме стабилизатора тока и смещение на выходных лампах выставляется автоматически.

Схема проверена неоднократно с разными лампами. очень дуракоустойчивая.

 

Добавлено после раздумий:

А вот как можно сделать подключение выходного трансформатора ТАН35 к усилителю. Это снизит выходное сопротивление усилителя и расширит диапазон воспроизводимых частот.

Включение выходных ламп можно оставить в ультралинейном режиме или сделать тетродным. Тут уже на макете решить для себя что лучше.

 

post-44-1341859010_thumb.png

 

 

Добавлено после раздумий:

Да, уже после отправки заметил ошибку. 11 вывод трансформатора должен соединяться с 6, а не с 5 как у меня нарисовано. Это просто ошибка, никакого сакрального умысла тут нет.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте, Александр свет Николаевич! Долго я «чесал» затылок, прежде чем написать это сообщение – а вдруг я ошибаюсь в своих «теоретических» выкладках, а с другой стороны, если и ошибаюсь, то зато от «чистого сердца». В крайнем случае «старшие» товарищи меня всегда поправят и научат, как дОлжно-следует быть! А учиться, как говорится…., ну и т.д. и т.п. Ну, ладно, к делу.

В начале своего сообщения, я поместил схемку предложенную Вами. Я её немного подкорректировал для её лучшей читабельности. Будем читать, да писать и на неё посматривать.

 

Выходной двухтактный каскад лампового усилителя, при его реализации, несёт в себе ряд как положительных, так и отрицательных сторон. Всё перечислять не буду, так, «зацепим» несколько отрицательных сторон: внутренние сопротивление лампы, нелинейные искажения и гармоники. Для уменьшения внутреннего сопротивления тетроды (это наш случай) переводят в триодное включение. Если же, выходной каскад выполнен по классической, пентодной, в нашем случае тетродной схеме, то выходной каскад демпфируют посредством введения отрицательной обратной связи. И третий вариант – ультралинейное включение.

В триодном включении самый большой коэффициент демпфирования, сиречь достаточно «большое» понижение внутреннего сопротивления лампы. Нелинейные искажения вполне «удобоваримые». Гармонические составляющие имеют место быть, но их количество не столь критично. Зато, при прослушивании такого усилителя, они придают звуку некую теплоту и «вкусность».

Классическое пентодное (тетродное) включение – самый маленький коэффициент демпфирования. Посему, дабы его увеличить, и вводят отрицательную обратную связь. Нелинейных искажений чуть поболе, нежели у триодного включения. Гармонических составляющих, тоже больше чем у триода. В этом включении лампа звучит напористо и мощно, такое характерное, резкое «пентодное» звучание. По-моему, то, что надо для гитарного звучания. Но это, как говориться – не наш случай.

Ультралинейное включение – коэффициент демпфирования лежит где-то посередине между триодным и пентодным (тетродным) включением. Но ближе, всё-таки, к триодному включению! Самый маленький коэффициент нелинейных искажений! Количество гармонических составляющих самое большое из всех, вышеперечисленных включений. На мой вкус, гармонический «окрас» ультралинейного включения очень, даже и ни чего. По крайней мере, он мне нравиться чуточку больше, чем триодное включение. Вероятно, это связанно с возрастом – слух уже не тот и «гармонического» окраса в триоде мне явно недостаёт. Но это всё, как говориться – вкусовщина! Настал черёд взглянуть на схему.

В предложенном Вами варианте, имеет место быть триодное включение наших тетродиков. Далее, Вы предлагаете ввести отрицательную обратную связь в катоды выходных ламп. То бишь, дополнительно продемпфировать наше триодное включение. А нужно ли это ? Во-первых, если присмотреться по внимательнее, то мы заметим, что предложенная Вами обратная связь по сути дела является, так называемой «прямой» обратной связью и не несёт в себе всяких там «нелинейностей», как это было бы в случае, если подключить дополнительные обмотки (или отводы, если хотите) к экранным сеткам. А по сему, эту «обратку» можно реализовать посредством подключения сих обмоток в катод первого триода фазоинвертора. Ну, разумеется, уменьшив эту связь в разы и поменяв фазировку подключения. Это Вам ни чего не напоминает? По-моему так демпфируют пентодное (тетродное) включение. Во-вторых, у нас в схеме драйвера задействован двойной триод 6Н8С, лампа с небольшим коэффициентом усиления. Плюс к этому триодное включение «оконечника». Да ещё Вы предлагаете ввести дополнительную отрицательную обратную связь, в целях улучшения качественных показателей нашего усилителя. Не приведут ли эти улучшения к резкому уменьшению выходной мощности усилителя, которой может и не хватить для раскачки низко-чувствительной акустики? Насколько мне помниться, такое подключение «обратки» весьма оправдана в случае с ультралинейным подключением. Это даёт дополнительное демпфирование усилителя, что весьма близко приближает оный к достоинствам триодного включения. При этом его выходная мощность не так сильно страдает. В нашем же случае, используя трансформатора ТАН35 в качестве выходного, в ультралинейный отвод я «забубенил» аж 45%, что само по себе должно неплохо сказаться на коэффициенте демпфирования.

С почтением, ваш УВАЖУХТОР, Виктор kdtp!

Изменено пользователем kdtp
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Все рассуждения правильные.

Я написал, что включение выходных ламп можно оставить УЛ или сделать тетродным.

ОС за счет катодных обмоток предпочтительнее сделать именно с тетродом.

Для реализации ОС с выхода усилителя на катод драйверной лампы драйверную придется взять с большим Ку. 6Н9С например.

 

По поводу УЛ включения. Для разных ламп соотношение витков в обмотке трансформатора в УЛ включении должно быть свое. Для получния наилучших результатов. Вот что об этом пишет справочник. Там есть и таблица с режимом УЛ каскада на 6П6С

 

post-44-1341923014_thumb.jpg

 

post-44-1341923021_thumb.jpg

 

post-44-1341923028_thumb.jpg

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Большое спасибо, Александр Николаевич! Эти фрагменты из справочника у меня есть, но всё равно, большое спасибо. В справочнике этом всё верно, но вот только по отношению к лампе 6П14П вкралась не большая ошибочка. Оптимальный отвод для ультралинейного подключения 6П14П лежит в пределах 25%, плюс – минус 2%. Я думаю, тут допущена опечатка или невнимание редактора….., да мало ли что. Пишу эти строки не в упрёк к Вам (Боже упаси!), а потому что кто-то из начинающих радиолюбителей может воспользоваться этой неверной информацией.

С уважением, Виктор kdtp.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Эти фрагменты взяты из книженции под названием «Справочник радиолюбителя» П.М. Терещук., по-моему, 1962 года издания. У меня в «библиотеке» имеет место быть «Справочник радиолюбителя» П.М. Терещука, 1965 года, сиречь, более позднее переиздание. Так вот, в этой книге статья под названием «Ультралинейный оконечный каскад» полностью идентична выложенной в этой теме!

С уважением, Виктор kdtp.

Изменено пользователем kdtp
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...