Перейти к содержанию

Вопрс новичка про регулировку тембра


Рекомендуемые сообщения

Уважаемые форумчане!

Помогите пожалуйста разобраться новичку.

Проблема заключается в следующем - собрал УНЧ по схеме С.Комарова на лампах 6Н23П и 6П18П использовал трансформаторы ТН в качестве выходных, после всех бывших у меня аудио систем, звук этого усилителя при работе на примитивные самодельные колонки вызвал восторг не только у меня но и у всех кому его демонстрировал. Понимаю что это не совсем то что считается правильным унч, но меня он вполне устраивает в перспективе добавлю более-менее приличные колонки, но возникло желание дополнить его регуляторами тембра и громкости и вот перепробовав порядка 10 вариантов ТБ на лампах 6Н2П и последний по схеме А. Манакова на 6Н23П пришёл к выводу что все опробованные схемы портят вук(лучшие результаты дала схема А. Манакова), как образно выразилась моя супруга"раньше (до ТБ) музыка лилась легко, чисто и ярко, а теперь этого не стало".

 

Прав ли я считая, что природа ТБ сама по себе не может обеспечить хорошего звучания при работе с современными источниками сигнала такими как например DVD плеер, звуковая карта, стерео тьюнер. Если я ошибаюсь то не могли бы вы мне помочь со схемой высококачественного Тб (при ограничении на канал 1 пальчиковая лампа 9штырьков, ток накала 300ма), или дать более подробную информацию по схеме А.Манакова. Возможно есть схема с несколькими фиксированными вариантами коррекции АЧХ, лишённая недостатков популярных ТБ. А если я прав и ТБ сейчас не актуален то может посоветуете как лучше использовать зарезервированную ламповую панельку, может предусилитель к DVD сделать(имею лампы 6н2п, 6н1п, 6н6п, 6н23п, 6э5п, 6э6п, 6с19п, 6ж43п) Прошу извинить за длинную запись - пишу на форуме впервые.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Голубая мечта аудиофила - звуковой тракт вообще без передаточного звена: источник звука --> уши. Т.к. оперный театр или консерваторию дома не всякий может себе позволить, ограничиваются УНЧ с минимальным количеством элементов, могущих внести изменения в исходный сигнал, а ТБ по определению обязан как-то его изменять.

А лишнюю панельку можно использовать для показометра на 6Е1П.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий здравствуйте,

 

У вас есть аналоговый осциллограф и генератор?

 

Возможно, схемы РТ, которые Вы собирали, требуют некой настройки, которую на слух сделать невозможно. Например, РТ может заваливать средние частоты, и когда вы добавляете уровень сигнала регулятором громкости, НЧ и ВЧ компоненты перегружают усилительный тракт. Выходной трансформатор эти искажения дополнительно разгоняет. Отсюда и жалобы. Или Ваши самодельные колонки... какие там динамики? какое акустическое оформление? - может быть установленные динамики не могут воспроизводить НЧ сигналкак раз в том участке диапазона, где у РТ наибольший подъём? Кто как песка в дифузор насыпать - звук сразу "уходит". А может и другие причины есть, по которым схемы, которые Вы делали "портят звук". Тут Вы сначала рассказать должны - как собирали и как настраивали изделие.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Голубая мечта аудиофила - звуковой тракт вообще без передаточного звена: источник звука --> уши. Т.к. оперный театр или консерваторию дома не всякий может себе позволить, ограничиваются УНЧ с минимальным количеством элементов, могущих внести изменения в исходный сигнал, а ТБ по определению обязан как-то его изменять.

А лишнюю панельку можно использовать для показометра на 6Е1П.

Добрый день, Виталий!

Спасибо за ответ. Сам я не аудиофил и считался после 35 лет любителем тишины, а сейчас получаю удовольствие от музыки при прослушивании лампового звука. Понимаю что ТБ в принципе может изменить АЧХ сделав звучание более красивым и менее естественным, но пока у меня не получилось сделать более красивым. Панельки зарезервированы по одной на канал. 6е1п лампа довольно дорогая в наших краях и свою пару штук берегу для, запланированного на будущее лампового КВ вещательного приемника с возможностью приёма DRM.

 

Добавлено после раздумий:

Валерий здравствуйте,

 

У вас есть аналоговый осциллограф и генератор?

 

Возможно, схемы РТ, которые Вы собирали, требуют некой настройки, которую на слух сделать невозможно. Например, РТ может заваливать средние частоты, и когда вы добавляете уровень сигнала регулятором громкости, НЧ и ВЧ компоненты перегружают усилительный тракт. Выходной трансформатор эти искажения дополнительно разгоняет. Отсюда и жалобы. Или Ваши самодельные колонки... какие там динамики? какое акустическое оформление? - может быть установленные динамики не могут воспроизводить НЧ сигналкак раз в том участке диапазона, где у РТ наибольший подъём? Кто как песка в дифузор насыпать - звук сразу "уходит". А может и другие причины есть, по которым схемы, которые Вы делали "портят звук". Тут Вы сначала рассказать должны - как собирали и как настраивали изделие.

Здравствуйте, Виктор!

У меня есть С1-55 и Г3-112, настраиваю визуально сравнивая форму входного и выходного сигнала благо 2 луча позволяют, искажения появляются при практически полностью введенном НЧ регуляторе. Спасибо, Виктор - за подсказку, увлекшись схемами, совершенно забыл про колонки, а их я подобрал на работе практически в куче мусора с целью использовать для начальной стадии отладки(сгорят и не жалко), а колоночки действительно очень слабенькие и похоже тонкомпенсированный РГ уже дает подъем низов, а уже НЧ тембр и вовсе перегружает НЧ динамик. Буду пробовать с другими колонками, есть от "Виктории 001" на их базе планирую делать акустику, но они пока далеко, есть "Panasonic" с 6-ю колонками, попробую с ними.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий, я для себя давно отказался от ТБ. Строить систему нужно так, чтобы не было необходимости в использовании ТБ. Любой дополнительный узел, блок на пути звука портит его. Откажитесь от него, возможно не сразу, но Вы поймете, что от ТБ гораздо больше вреда, чем пользы. Отсутствие ТБ с системе говорит о ее высоком уровне.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий, я для себя давно отказался от ТБ. Строить систему нужно так, чтобы не было необходимости в использовании ТБ. Любой дополнительный узел, блок на пути звука портит его. Откажитесь от него, возможно не сразу, но Вы поймете, что от ТБ гораздо больше вреда, чем пользы. Отсутствие ТБ с системе говорит о ее высоком уровне.

Здравствуйте, Вадим!

Вообще то о чем вы пишете я прочувствовал уже. Сейчас попробовал другие колонки, правда пластик от Шарпа, картина резко улучшилась, ТБ работает приемлемо. Скорее всего буду делать с возможностью работы как с ТБ, так и без него. Пусть ТБ будет на всякий случай, а АЧХ попробую решить в комплексе с будущими АС.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про пользу / вред РТ можно дебаны вести долго. Здесь всё индивидуально, и каждый для себя решает. Важно учесть следующее:

Для ВЧ стороны:

- до скольки КГц Вы можете слышить звуковые сигналы?

- до скольки КГц может, без ослабления уровня, воспроизводить ВЧ Ваша АС?

- до скольки КГц может, без ослабления уровня, воспроизводить ВЧ Ваш источник звука?

 

Для НЧ стороны:

- Есть ли в Вас в системе Сабвуфер?

- Какова добротность и частота резонанса НЧ головки в Вашей АС?

- Каково акустическое оформление низкочастотной АС, как оно влияет на воспроизведение НЧ составляющих.?

 

Если у Вас есть внешний спектроанализатор музыкального сигнала (у меня есть по схеме С. Бирюкова и В. Фролова – Радиоежегодник 1985), посмотрите, какую музыку вы слушаете – что там с НЧ и ВЧ компонентами. Может действительно регулятор тембра не нужен, или у Вас АС с одним широкополосным динамиком, который ВЧ, выше 16КГц воспроизводит посредственно – его напрягать повышенным уровнем сигнала, который он не может воспроизвести – тоже плохо. То же и с НЧ стороной. Например, для АС на основе динамика 2ГД-40, регулятор тембра не нужен.

 

Во любом случае, делать РТ с глубиной регулировки более 6дБ не стоит – так удастся избежать излишних перегрузок.

 

Регулятор тембра можно рассчитать самому, задавшись уровнями регулировки и частотами перегиба. Подробно, технология расчёта описана, например, в книге П. Шкритека «Справочное руководство по звуковой схемотехнике» М. Мир,1991. стр.152.

Только не забудьте поставить перед РТ повторитель напряжения, а нагрузить РТ на высокоомный вход.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Про пользу / вред РТ можно дебаны вести долго. Здесь всё индивидуально, и каждый для себя решает. Важно учесть следующее:

Для ВЧ стороны:

- до скольки КГц Вы можете слышить звуковые сигналы?

- до скольки КГц может, без ослабления уровня, воспроизводить ВЧ Ваша АС?

- до скольки КГц может, без ослабления уровня, воспроизводить ВЧ Ваш источник звука?

 

Для НЧ стороны:

- Есть ли в Вас в системе Сабвуфер?

- Какова добротность и частота резонанса НЧ головки в Вашей АС?

- Каково акустическое оформление низкочастотной АС, как оно влияет на воспроизведение НЧ составляющих.?

 

Если у Вас есть внешний спектроанализатор музыкального сигнала (у меня есть по схеме С. Бирюкова и В. Фролова – Радиоежегодник 1985), посмотрите, какую музыку вы слушаете – что там с НЧ и ВЧ компонентами. Может действительно регулятор тембра не нужен, или у Вас АС с одним широкополосным динамиком, который ВЧ, выше 16КГц воспроизводит посредственно – его напрягать повышенным уровнем сигнала, который он не может воспроизвести – тоже плохо. То же и с НЧ стороной. Например, для АС на основе динамика 2ГД-40, регулятор тембра не нужен.

 

Во любом случае, делать РТ с глубиной регулировки более 6дБ не стоит – так удастся избежать излишних перегрузок.

 

Регулятор тембра можно рассчитать самому, задавшись уровнями регулировки и частотами перегиба. Подробно, технология расчёта описана, например, в книге П. Шкритека «Справочное руководство по звуковой схемотехнике» М. Мир,1991. стр.152.

Только не забудьте поставить перед РТ повторитель напряжения, а нагрузить РТ на высокоомный вход.

Спасибо за советы, Виктор.

Я действительно увлекся схемой и забыл про АС (ну так новичок же). Буду решать в комплексе с АС, но предполагаю делать вариант с возможностью работы как с ТБ, так и минуя его. Спектроанализатора нет, из приборов еще только тестеры "цешки". Теперь пришло понимание, чего в принципе ожидать от РТ и как новичок еще открыл для себя, что оказывается не все композиции выигрывают от полностью введенных ВЧ и НЧ регуляторов(а помню в молодости слушали только так). Скорее всего этот усилитель с АС подарю сыну, а для себя буду делать ламповый в ретро стиле комплекс приемник, усилитель, проигрыватель дисков, встроенный комп, основным параметром комплекса провозглашается "уют"(возраст уже такой). Программа рассчитана на 3-5 годиков, как раз к пенсии. Ваши советы обязательно учту, спасибо. На работе кажется был спектроанализатор надо поискать, только он скорее всего высокочастотный, а если подойдет, то можно музыку оценить там подключив его к линейному выходу звуковой карты, только музыка разнообразная и классика, и аккордеон, и Сантана, и барды, Битлз, Квин, Криднз и т.д.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий! Вы пишете: "...открыл для себя, что оказывается не все композиции выигрывают от полностью введенных ВЧ и НЧ регуляторов(а помню в молодости слушали только так)". И тогда у такой АЧХ было даже имя - "Чайка". Тогда все доступные источники звука имели огромный завал по ВЧ, частота среза НЧ-динамиков и особенно выходных трансформаторов была высокой, все звенья звукового тракта имели обычно даже нормируемые завалы на краях и эти завалы складывались, отсюда и "Чайка". Стереозвука не было (была порнография на него, начинающаяся от записи - эффект пинг-понг). Тогда в СССР даже отдельных пищалок практически не было - экзотика.

Сегодня все изменилось, высококачественное стерео стало нормой. Конечно, у каждого свой "вкус", но большинство убеждается, что в тракте приличного качества РТ- лишнее, это костыли, которые нужны ТОЛЬКО больному. РТ можно делать, но ОБЯЗАТЕЛЬНО редусмотреть возможность их обхода! И, как советовали, глубина подъёма - максимум 6 дБ. Учитывая репертуар вашей музыки, я очень советую попробовать динамики на щите или в открытом ящике (но современные динамики, как правило, так ставить нельзя, только старые, расчитанные на это!!). Только надо брать не мусор, а приличные головки. Лучше широкополосник, сверху его можно подпереть даже современной пищалкой, но с высокой частотой раздела, чтобы пищалка не работала в главном диапазоне средних частот. Я сейчас слушаю такие "колонки" на макете и сильно удивлён, что звук этих "калонок" для меня предпочтительнее звука недешевой акустики при том, что есть масса недостатков, с которыми надо бороться. Одним словом - звук более живой, за это можно простить всё. Если попробуете, услышите в знакомых композициях много нового, впечатляет натуральность и приятность отдельных звуков. IMHO колонки - самый главный элемент комплекса.

Советы по спектроанализаторам не поддерживаю - от лукавого это, важнее субъективные ощущения. У меня есть акустика на дорогих динамиках с широкой полосой и звук очень чистый, но он "стерильный", вроде всё безупречно (в разумных пределах,конечно, и динамики относительно дорогие и т. п.), но слушать не интересно (интересно на современной "музыке", но уже она мне неинтересна). Спектроанализатор отдаст современным динамикам первое место (у меня дома), а мои уши - нет.

А вот измерительный микрофон нужен - для настройки, сам собираюсь этим заняться, но пока сил нет.

"...можно музыку оценить там подключив его к линейному выходу звуковой карты" вы не написали какая карта, но, как правило, звуковая карта - далеко НЕ ЭТАЛОН.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий! Вы пишете: "...открыл для себя, что оказывается не все композиции выигрывают от полностью введенных ВЧ и НЧ регуляторов(а помню в молодости слушали только так)". И тогда у такой АЧХ было даже имя - "Чайка". Тогда все доступные источники звука имели огромный завал по ВЧ, частота среза НЧ-динамиков и особенно выходных трансформаторов была высокой, все звенья звукового тракта имели обычно даже нормируемые завалы на краях и эти завалы складывались, отсюда и "Чайка". Стереозвука не было (была порнография на него, начинающаяся от записи - эффект пинг-понг). Тогда в СССР даже отдельных пищалок практически не было - экзотика.

Сегодня все изменилось, высококачественное стерео стало нормой. Конечно, у каждого свой "вкус", но большинство убеждается, что в тракте приличного качества РТ- лишнее, это костыли, которые нужны ТОЛЬКО больному. РТ можно делать, но ОБЯЗАТЕЛЬНО редусмотреть возможность их обхода! И, как советовали, глубина подъёма - максимум 6 дБ. Учитывая репертуар вашей музыки, я очень советую попробовать динамики на щите или в открытом ящике (но современные динамики, как правило, так ставить нельзя, только старые, расчитанные на это!!). Только надо брать не мусор, а приличные головки. Лучше широкополосник, сверху его можно подпереть даже современной пищалкой, но с высокой частотой раздела, чтобы пищалка не работала в главном диапазоне средних частот. Я сейчас слушаю такие "колонки" на макете и сильно удивлён, что звук этих "калонок" для меня предпочтительнее звука недешевой акустики при том, что есть масса недостатков, с которыми надо бороться. Одним словом - звук более живой, за это можно простить всё. Если попробуете, услышите в знакомых композициях много нового, впечатляет натуральность и приятность отдельных звуков. IMHO колонки - самый главный элемент комплекса.

Советы по спектроанализаторам не поддерживаю - от лукавого это, важнее субъективные ощущения. У меня есть акустика на дорогих динамиках с широкой полосой и звук очень чистый, но он "стерильный", вроде всё безупречно (в разумных пределах,конечно, и динамики относительно дорогие и т. п.), но слушать не интересно (интересно на современной "музыке", но уже она мне неинтересна). Спектроанализатор отдаст современным динамикам первое место (у меня дома), а мои уши - нет.

А вот измерительный микрофон нужен - для настройки, сам собираюсь этим заняться, но пока сил нет.

"...можно музыку оценить там подключив его к линейному выходу звуковой карты" вы не написали какая карта, но, как правило, звуковая карта - далеко НЕ ЭТАЛОН.

Спасибо за советы, Сергей!

Действительно я долгое время не обращал внимания на звучание домашней аппаратуры, где то с последнего курса института отошёл от вертушек, колонок, усилков, тогда все закончилось переделкой кинаповских колонок (не очень удачной т.к. исправляя их кривую форму уменьшил объем), а из усилителей Бать, Середа 20вт и попытка повторить выпускавшийся промышленностью "Бриг". Сейчас открыл для себя заново, что можно наслаждаться отдыхом под хорошо звучащую музыку, а при этом еще узнаю о появившихся изменениях в области звукотехники. Конечно колонки самый важный элемент, буду экспериментировать, пробовать - к динамикам присмотрюсь учитывая ваши рекомендации, а вот измерительный микрофон пока не готов применять, пока я еще новичок, а дальше будет видно. Особо загоняться не планирую т.к. понимаю что для высококачественного прослушивания нужно соответствующее помещение, а его у меня не предвидится, да и характер мой не очень располагает к аудиофильству. Лишнего делать не буду, делаю под себя домашний усилитель к нему АС, а дальше запланирован комплекс с ламповым приемником и новым усилителем в ретро стиле, но с высокими параметрами.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий!

Полагаю, что мы занимаемся этой ерундой для своего удовольствия. Мои рекомендации - только одно из множества мнений. Да, помещение тоже чрезвычайно влияет и мы не можем его изменить, но самая большая проблема с самыми низкими частотами в небольшой комнате, для нас не на первом месте (учитывая репертуар), а средние частоты, где максимум информации (поэтому у человека там максимальная чувствительность слуха), воспроизводятся в любой комнате, ВЧ - тем более (если не брать экзотическое акустическое оформление типа рупоров). На этом сайте акустике уделяется немного внимания, рекомендую специальные по данной тематике. Правда, там информации слишком много и слишком много "экстремалов", надо взвешенно относиться к их информации, тем не менее, полезного и интересного - достаточно, даже с лихвой.

Не призываю "все в Автодор" (в измерительные микрофоны), до этого надо докатиться, но когда экспериментируешь, а не просто повторяешь в ноль чью-то конструкцию, без него не обойтись.

Что касается ламповых усилителей, есть достаточно отлаженных и многократно повторенных усилителей, которые можно повторять под копирку, не стоит начинать с самых мощных и самых сложных. Впрочем, здесь у каждого свой путь...

Изменено пользователем chugunov
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Валерий!

Полагаю, что мы занимаемся этой ерундой для своего удовольствия. Мои рекомендации - только одно из множества мнений. Да, помещение тоже чрезвычайно влияет и мы не можем его изменить, но самая большая проблема с самыми низкими частотами в небольшой комнате, для нас не на первом месте (учитывая репертуар), а средние частоты, где максимум информации (поэтому у человека там максимальная чувствительность слуха), воспроизводятся в любой комнате, ВЧ - тем более (если не брать экзотическое акустическое оформление типа рупоров). На этом сайте акустике уделяется немного внимания, рекомендую специальные по данной тематике. Правда, там информации слишком много и слишком много "экстремалов", надо взвешенно относиться к их информации, тем не менее, полезного и интересного - достаточно, даже с лихвой.

Не призываю "все в Автодор" (в измерительные микрофоны), до этого надо докатиться, но когда экспериментируешь, а не просто повторяешь в ноль чью-то конструкцию, без него не обойтись.

Что касается ламповых усилителей, есть достаточно отлаженных и многократно повторенных усилителей, которые можно повторять под копирку, не стоит начинать с самых мощных и самых сложных. Впрочем, здесь у каждого свой путь...

Сергей, спасибо за внимание и поддержку. Я собирал ламповый УНЧ будучи школьником, так сложилось, что последние лет 15 мне не доводилось работать ни с паяльником, ни с приборами, новые веяния то же не отслеживал, сейчас проснулась тяга к работе с паяльником и приборами, читаю, экспериментирую. Друзья узнав о моем желании "попаять схемки" завалили меня деталями, несут освобождая антресоли, лоджии, сараи.... За период начавшийся перед новым годом отмакетировал УНЧ на 6ф1п и 6н6п двухтактный, схему "Эпифит" только на пальчиковых лампах, Комаровские УНЧ на 6ф3п, 6ф5п, и на 6н23п с 6п43п, заменив пока 6п43 на 6п18п. Утраченные навыки понемногу восстанавливаются, но не имею достаточно свободного времени, что бы эффективно заниматься этим хобби. Вот сфотографировал то что получается, не судите строго, занимаюсь урывками всего каких то пол года. post-12707-1336131452_thumb.jpg на заднем плане подобранные на мусоре колонки.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...