Перейти к содержимому
Форум журнала практической электроники «Датагор»

Куча недорогих очков на все вкусы и цвета. Распродажа, конец сезона

Офигенные керамические подшипники FreeSport 608RS для скейта, роликов, самоката

Оригинал микро-ПК Raspberry Pi 3 Model B+ (Broadcom 1.4GHz quad-core 64 bit processor, Wifi, Bluetooth, USB)

Стартовый набор (23 элемента) Raspberry Pi 3 Internet Of Things

USB флэшка 16/32/64 Gb с доп.выходом на OTG под Android

Пластик PLA Joylites для 3D-принтера, 10m 1.75mm, 10 цветов

Набор инжекторов для 3D-принтера 10шт.

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км! Охота, поход, торговый центр и т.п.

Смартфон Original New Nokia 6 Android 7.0 Nougat 4GB 64GB Octo Core

High Quality 2 Channel PCM Voice Telephone Fiber Optical Media Converter With Ethernet FC Single mode 20Km

Автомобильный сканер Bluetooth Auto Scanner OBDII V2.1 для Android, Windows, Symbian

Аудио кабель джек-джек 3,5мм, 1.5 и 3 м

Двухдрайверные наушники MOOJECAL M1, 16 Ohm, 102dB, Super Bass, чехол

Гарнитура с микрофоном MOOJECAL MJ-06, 32 Ohm, 100dB

Футболки с принтами на выбор, T-Shirt

Мультиметр UNI-T UT139A, True RMS, Auto Range

Набор паяльных инструментов в чехле, паяльник 220V 60W с терморегулятором, пинцет и пр.

Паяльнник 80W с терморегулятором и LCD-дисплеем, популярные жала серии 900M
Гость Evgeni45

Самодельный пистонфон - устройство для точной калибровки микрофонов

Рекомендованные сообщения

Гость Evgeni45

Привожу схему и расчетные формулы для расчета пистонфона.

В камере перемещается по гармоническому закону с амплитудой Xm поршень 3 площадью S, вытесняющий из объема V0 камеры 2 переменный объем, равный S·Xm. Он приводится в движение, например, кривошипным механизмом. Амплитуду колебаний поршня измеряют измерительным микроскопом или микрометром.

Акустическое давление в камере Pm находят из соотношения:

 

Pm = γ К Р0 (S·Xm / V0 ), (4.5.1)

 

где γ = Ср /СV - отношение удельных теплоемкостей,

 

Ро - давление в камере до начала перемещения поршня.

 

Обычно для перемещения поршня применяют микродвигатель с эксцентриком.

Хотел бы найти единомышленников для изготовления пистонфона в натуре, имеющего доступ к токарным работам. Чертежи пистонфона с моторчиком могу подготовить.

 

Евгений

Москва

post-23765-1416824811_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Evgeni45

Итого расчет показывает, что при размере камеры дюйм на дюйм (∅), диаметре 2х поршеньков по 5 мм и их ходе 0.2 мм, атмосферном давлении 102 кПа звуковое давление в камере будет порядка 425044 мкПа

Изменено пользователем Evgeni45

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Evgeni45
Итого расчет показывает, что при размере камеры дюйм на дюйм (∅), диаметре 2х поршеньков по 5 мм и их ходе 0.2 мм, атмосферном давлении 102 кПа звуковое давление в камере будет порядка 425044 мкПа

В децибелах это будет:

L дб=20lg425044/20 итого 86 дБ

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Evgeni45
В децибелах это будет:

L дб=20lg425044/20 итого 86 дБ

Ну, что, господа самодельщики.

Расчеты для стандартного уровня звука 124 дБ при частоте 251 Гц, выполнил, профиль кулачка рассчитал, метод его изготовления разработал, эскизы деталей подготовил.

Дело за малым - изготовить пистонфон в железе. Могу взять на себя изготовление в металле кулачков и поршеньков. Кто заинтересован и возьмется изготовить корпусные детали - пишите мне на МЭЙЛ или в личку.

Так как чертежи и расчеты это все таки продукт интеллектуального труда, то они пока в свободном доступе опубликованы не будут, только после изготовления макетных образцов пистонфона.

 

Евгений

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Евгений, поделитесь с общественностью хотя-бы общим описанием проекта. Что за девайс такой, что им можно делать, что именно вы с его помощью собираетесь делать. А то так никто ничего и не напишет)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Evgeni45
Евгений, поделитесь с общественностью хотя-бы общим описанием проекта. Что за девайс такой, что им можно делать, что именно вы с его помощью собираетесь делать. А то так никто ничего и не напишет)

 

Суть дела в том, что очень многие хотят иметь (создать, сделать) совершенную акустическую систему. И им кажется, что они ее сделали, оценивается обычно система на слух, вот, например, поставил я позолоченные провода или сварил старые бумажные конденсаторы в масле и звук стал намного лучше и др. Но, такая оценка является чисто субъективной и не поддается измерению.

Так вот, чтобы правильно оценить качество системы и ее параметры нужны измерительные приборы, в частности хорошие микрофоны и самое главное средства их калибровки.

Ведь недостаточно получить осциллограмму записи звука на цифровом осциллографе или спектрометре (тут компьютер незаменим), а надо более менее точно знать уровень звука либо в мкПа или в дБ, так как кривая чувствительность уха человека существенно зависит от уровня громкости (звукового давления).

Вот именно поэтому при работе с микрофоном необходимо его калибровка. Одним из таких приборов и является пистонфон, который позволяет говорить уже о конкретных уровнях звукового давления в терминах дБ или мкПа и соответственно связывать их с кривой чувствительности уха на разных частотах.

Пистонфон создает очень точное нормированное эталонное звуковое давление практически синусоидальной формы. При известном навыке можно даже видеть искажения, вносимые микрофоном ну, например, электрический сигнал с микрофона не синусоидальный, а искаженный, это на глаз хорошо видно, а с помощью спектрометра вообще измеряется вполне конкретно.

Так можно не только калибровать микрофоны, определять их чувствительность, привязывать их к конкретным дБ, но и достаточно просто оценивать их АЧХ.

 

Евгений

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А не могли ли бы Вы описать вкратце методику калибровки микрофона с помощью пистофона?

Именно в диапазоне частот. Как все работает на 251 гц более менее понятно, можно точно определить чувствттельность микрофона на этой частоте. А дальше? Нужна же частотная характеристика во всем диапазоне.

Менять частоту оборотов моторчика?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Evgeni45
А не могли ли бы Вы описать вкратце методику калибровки микрофона с помощью пистофона?

Именно в диапазоне частот. Как все работает на 251 гц более менее понятно, можно точно определить чувствттельность микрофона на этой частоте. А дальше? Нужна же частотная характеристика во всем диапазоне.

Менять частоту оборотов моторчика?

Точная калибровка проводится на одной частоте и именно так рекомендуют делать все известные производители конденсаторных микрофонов. Это или 250 Гц (стандарт) или можно изготовить эксцентрик с увеличенным количеством выступов и калибровать на повышенных частотах. Преимуществом описанного поршневого пистонфона является возможность определения уровня звукового давления просто на основании измерения механического перемешения поршней, что достаточно просто и обеспечивает погрешность расчета звукового давления менее чем ±1 дБ, чего более чем достаточно для любительской практики.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Точная калибровка проводится на одной частоте и именно так рекомендуют делать все известные производители конденсаторных микрофонов. Это или 250 Гц (стандарт) или можно изготовить эксцентрик с увеличенным количеством выступов и калибровать на повышенных частотах. Преимуществом описанного поршневого пистонфона является возможность определения уровня звукового давления просто на основании измерения механического перемешения поршней, что достаточно просто и обеспечивает погрешность расчета звукового давления менее чем ±1 дБ, чего более чем достаточно для любительской практики.

Простите, про калибровку на одной частоте все понятно, преимущества прибора ясны,

как быть калибровкой АЧХ микрофона???

Вы же не ответили на вопрос.

Или по вашему достаточно знать точную чуствительность микрофона на одной частоте и можно снимать АЧХ динамиков? Если да, то как?

Т.е сей вопрос как то остался за бортом.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Evgeni45
Простите, про калибровку на одной частоте все понятно, преимущества прибора ясны,

как быть калибровкой АЧХ микрофона???

Вы же не ответили на вопрос.

Или по вашему достаточно знать точную чуствительность микрофона на одной частоте и можно снимать АЧХ динамиков? Если да, то как?

Т.е сей вопрос как то остался за бортом.

Сейчас практически все работают с конденсаторными микрофонами (электретными - что практически одно и тоже). Особенность этих микрофонов в том, что они имеют практически линейную АЧХ ± 1-2 дБ, при нормально натянутой мембране, их резонансная частота выше 20 кГц и существенно задемпфирована особенно у микрофонов типоразмера 1/4 или 1/8 дюйма. См. Техникал Ревью Брюль и Кьер и др производителей.

АЧХ может измениться только если надавить пальцем на мембрану и растянуть ее или если мембрана касается чего либо. Так вот такие неисправности микрофона легко диагностируются при помощи пистонфона и осциллографа. Для снятия всей АЧХ микрофона до 15 - 20 кГц метод поршневого пистонфона не применяется, в этом просто нет необходимости. Дело в том, что в ограниченном обьеме 15 -20 см куб. практически нет резонансов на частотах пистонфона. Но как только Вы вынимаете микрофон из камеры пистонфона, то тут Вы и можете получить кучу резонансов, всплесков и провалов, якобы микрофона.

На самом деле это будут не резонансы микрофона или искажения его АЧХ, а это будет интерференция звуковых волн в той или иной точке пространства. Все это проверено более чем 20 практикой акустических измерений.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ага.., прямого ответа не дождетесь? Правильно?

Тогда вопрос: зачем нужен прибор, который с дикой точностью может то, что нужно так редко, что можно считать и не нужно вовсе, и наоборот нифига не может то, то крайне необходимо.

Зы. Про линейную АЧХ электретов вы погорячились...слово "практически " не в счет, когда речь о калибровке.

Изменено пользователем dimonos

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Evgeni45
Ага.., прямого ответа не дождетесь? Правильно?

Тогда вопрос: зачем нужен прибор, который с дикой точностью может то, что нужно так редко, что можно считать и не нужно вовсе, и наоборот нифига не может то, то крайне необходимо.

Зы. Про линейную АЧХ электретов вы погорячились...слово "практически " не в счет, когда речь о калибровке.

 

Что то мне кажется, что мы отвлекаемся от прямого вопроса темы. Кто хочет поучаствовать в изготовлении пистонфона. Вопросы о том нужен он или нет к данной теме вообще то не относятся. А то, что без него не проводится ни одно более менее точное и значимое измерение не подлежит сомнению. Ибо рыночная стоимость пистонфонов начинается от 20 - 30 тыс руб.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Форум законсервирован 💬

    Я законсервировал форум. Дальше общаемся в обычном режиме на основном сайте Журнала. Новая тема = новая статья, посты = комментарии.

    Игорь

  • Сообщения

    • Спасибо за инфо.  Собрал некоторые комплектующие.   В выходние хотел начать делать для себя станок для намотки выходных трансформаторов моего лампового проекта.    Не могли бы выложить на этот форум печатную плату. Хотел сделать через технологию  ЛУТ.
    • А я вот нашёл в полученном наборе для творчества - EF86, ECC83, ECC808, ECH81. tunsgram-ы. Где бы теперь корпусок взять?
    • На стабилизаторе был перекос 0,3В, быстро убрал его и фона больше нет. Что это было?, - ток компенсации? В любом случае, спасибо за совет.
    • общее для них  -  стабилизатор  +/--31 при включении попытаться успеть измерить эти  +/--31
    • Спасибо за ответы! Проверю - отпишусь.
    • Это я к тому клоню, что усилитель может быть неисправным, раз динамики сгорели. Можно и новые так же спалить. Желательно проверить работоспособность усилителя. Сначала без нагрузки. Померить, нет ли постоянного напряжения на выходе. А потом нагрузить резистором, или лампочкой. Или последовательно с новыми динамиками включить резистор на 50-100 ом для ограничения тока.
    • Фон 50Гц(100Гц) даже при максимальном ослаблении регулятора громкости и сразу в обоих каналах. Включение регулятора тембров, фильтра 9 кГц, режима "Моно" не влияет на процесс. Могу сделать вывод, что причина в предусилителе, но тогда не понятно почему через минуту всё резко прекращается, ведь основные переходные процессы идут в усилителях мощности (термостабилизация, смещение и т.д). Заземление так же не вносит изменений. 
    • Дмитрий, посмотрел в своих закромах родины. Нашел пару штук динамиков от аналогичных Микролабовских колонок. Динамики из ЗИПа (приходили с представительства Микролаба для ремонта гарантиных колонок). На динамиках написано 4 Ома 16W. Размер 78мм те самые 3дюйма. Если интересует в личку давай адрес. С тебя только за пересылку.
    • я сначала тоже так думал, долго проверял плату, потом подсоединил сабвуфер на место колонок (если недолго и негромко должно быть без последствий) и звук был. Ставил динамики на место буфер - звука нету.   динамики разобрал до "самих динамиков" т. е. вынул из корпуса, и соответственно проверил. Проверял тестером прозвонкой - нет контакта. Проверял батарейкой, при замыкании, мембрана дёргаться должна. На сабвуфере всё звонится, дергается и как уже говорил - поёт (басами). Сами динамики вынутые из деревянного корпуса внимательно осмотрел, доступные провода проверил, прозвонил видимого обрыва нету.   Как еще проверять? Думаю тут уже все понятно с усилителем. Или нет?
    • Что-то не верится, что плата цела, а сателлиты сгорели. Чаще сгорает усилитель, или то и другое одновременно. Точно в самих динамиках обрыв? Может быть, в подводящих проводах?  
    • нет инфы мало , фон понятие у всех разное, у меня это 50гц (100гц) в обоих каналах или в одном? в каких положениях органов управления?  нужно искать источник этого явления например полностью отключить пред а вообще похоже на непропай или возбуд гадать можно долго, неисправность  мерзкая, на поиск дается одна минута 🙂
    • Заметил одну очень интересную вещь - когда усилитель прогревается в колонках слышен фон, через примерно 1 минуту он резко исчезает. Я понимаю, что это переходные процессы, но так должно быть? Токи покоя и ноль при этом у меня выставлены.
    • Что по мощности, сопротивлению динамиков?   И я так понял важен частотный диапазон. Но с этим чувствуется будет сложно, учитывая что даже на родных динамиках ватты, оммы не написаны...     Цена за 2 шт.   Динамики ydn78-1 нашёл за 100 руб. но они 5 Вт думаю маловато будет, не выдержат. + доставка дороже самих динамиков... пустая трата времени, денег...      
    • 1000 рублей за динамик? Не дороговато ли будет для таких колонок. К тому же я не уверен что эти динамики отыграют по высоким частотам до 20кГц. На вид это типичные НЧ/СЧ с диапазоном в пределах 100Гц - 8-10кГц. Поищи в Гугле динамики с маркировкой ydn78-1 - они практически аналогичны по виду и размеру тем, которые продаются на Али, но при этом в 10 раз дешевле. Если не понравятся по звуку, то не жалко будет потраченных денег.    
    • Здравствуйте.   Сразу скажу я в радиотехнике новичок, но любопытный и даже упорный 😀.   В данном случае нужны рекомендации.   Есть акустика Sven MS-915. Характеристики. http://all-specs.net/model/7931/ После долгих разбирательств выяснилось что неисправны сами 2 динамика (болтиков нету, не сразу понял как их разобрать). Сабвуфер цел, плата цела. Нужно найти динамики на замену. Заявленная мощность 2x8+10 Вт, т.е. динамики по 8 Вт. Размер динамиков по диагонали 78 мм. Динамики 8 Вт 8 Ом 78 мм я нигде не нашёл. Самое близкое это 10 Вт 4 Ом 78 мм здесь. https://ru.aliexpress.com/item/2pcs-3inch-4ohm-10W-78mm-gold-foam-edge-black-magnetic-multimedia-speaker/32581348021.html И, кроме того я не уверен 8 Ом, 4 Ом или можно оба варианта. Подскажите пожалуйста где правильный ориентир?  
    • Вопрос снимается, я разобрался в чём дело - тот, кто чинил этот аппарат до меня, перепутал местами транзисторы VT8 и VT9. Всё оказалось крайне банально. Когда проверял транзисторы на целостность, даже мысли не было, что можно их перепутать.
    • Немного тему перепутал, нужно было в "Ремонте усилителей" создавать.
    • Падение напряжения на R17 - 0,83В. Прикрепляю картинку с напряжениями. На базах выходных транзистров напряжение просажено до +0,29 -0,22  
    • ну очень похоже на https://forum.datagor.ru/topic/11644-remont-usilitelya-elektronika-50u-017s/?tab=comments#comment-162309 поэтому и совет тот же, измерить падение напряжения на R17 - должно быть 0,7в если напряжение в норме, то выложите напряжения на базах (всех шести) транзисторов выходного каскада  
    • Здравствуйте. Достался мне усилитель Амфитон-У-002, как оказалось, после неудачной и неумелой починки. Провёл профилактику - почистил, заменил ёмкости, обновил термопасту на радиаторах.  Отстроил плечи +31В и -31В для предварительного усилителя и блока тембров. Запустил блок защиты.  Один канал усилителя работает отлично, а со вторым беда. Транзисторы VT4, VT6, VT7, VT11 и VT13 - были пробиты. Резисторы R8 и R18 почернели. Заменил неисправную элементную базу и уже второй день кручусь вокруг проблемы ограничения верхней полуволны на низких частотах при положении регулятора начиная от - 10dB  в точке указанной на фото (от неё и дальше по цепи). Питающие напряжения в полном порядке. Все резисторы и ёмкости проверены. Подобрал дифкаскад VT2, VT4 по коэффициенту усиления, толку не дало.   Проследите пожалуйста за мною моё понимание работы схемы: VT2, VT4 - дифкаскад, R5 - установка нуля. VT3 - источник тока. VT1 - включен как диод, C3 - гасит ВЧ пульсации. С коллектора VT2 сигнал поступает на эмиттерный повторитель на VT5. Далее на базу VT7 с обратной связью по току. Положительная полуволна усиливается VT10, VT12, VT3, а отрицательная VT11, VT13, VT4. С усилительной частью всё, остаётся термостабилизация на VT1(315Г) и защиа от перегрузки на VT8, VT9. VT14, VT15 - запирают транзистор в цепи реле на плате защиты.   Верно ли я понимаю принцип работы схемы? Не понятно для чего цепочка, собранная на VT6?   Меня смущают несколько заниженные напряжения на транзисторах (красным на схеме).  У транзистора VT3 коэффициент усиления всего 19 (как показал китайский тестор).  Мои мысли в данном случае только отпаять выходные транзисторы и посмотреть изменится ли выход дифкаскада (в чём я очень сомневаюсь).  Больше мыслей нет. Прошу Вас подсказать в каком направлении двигаться.   P.S. Коэффициенты усиления пар транзисторов VT5 VT7 - VT11 VT13 - VT10 12 как и оконечников не подбирал.
    • Идиотизм !!!  Не верьте маркетологам..., наша 6Н2П  (а если с ЕП) вполне приличная лампа (обычная, какой и должна быть...), всё остальное - БРЕД СУМАСШЕДШЕГО !!! Для дураков...
    • На Али вообще не нашел ни ЕСС808, ни 6КХ8.
    • Ну, что тут скажешь  "За неимением гербовой пишут и на простой".  Это уже перебор,  цена AEX- 650 в районе 100.  
    • Я как-то держал в руках ECC808, купленную на AliExpress. Помню на удивление блестящий анод, явно не подвергавшийся отжигу в водороде, и отсутствие даже намёка на бариевый поглотитель на стекле колбы. Ставилась на замену старенькой, с сгоревшим накалом, ECC808 производства то ли TUNGSRAM, то ли TELEFUNKEN, точно не помню, у которой эти внешние половые признаки присутствовали. Лампа тогда заработала, но дальнейшую её судьбу не знаю.
    • Да, цены кусаются, наверное весь металл в адаптере "платина" и собран по "новым технологиям" (что же там такое внутри)  
︽ Наверх страницы ︽
×