Перейти к содержимому
Форум журнала практической электроники «Датагор»

Оригинал микро-ПК Raspberry Pi 3 Model B+ (Broadcom 1.4GHz quad-core 64 bit processor, Wifi, Bluetooth, USB)

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км! Охота, поход, торговый центр и т.п.

TrueRMS мультиметр UNI-T UT139A с автодиапазонами

Паяльнник 80W с терморегулятором и LCD-дисплеем, популярные жала серии 900M
mtihonov

По статье "Ламповый пятиполосный графический эквалайзер в слим-корпусе, 6Н2П+6Н1П"

Рекомендованные сообщения

Тема по моей статье

Ламповый пятиполосный графический эквалайзер в слим-корпусе, 6Н2П+6Н1П

 

 

 

To Old1063 ! Сопротивления переменные: Регуляторы громкости - 470кОм, можно и меньше, 100кОм, 220кОм. Регуляторы тембра - от 10кОм до 47кОм. Может придется подобрать Ro1, Ro2. У меня стоят на 33кОма, что нашлось, сильно с покупкой новья не заморачивался...

 

 

Добавлено после раздумий:

Лак из баллончика, акриловый, глянцевый, Vika. Вот что у меня в памятке по термопереносу записано.

 

Пленка - от китайской самоклейки.

 

Принтер HP - 1200 (на работе печатаю), установки такие

 

ProRes 1200 ( 141 line/inch )

Плотная бумага

Вначале листа подклеивается простая бумага для устранения проскальзывания.

Греть до 165 град.

Сильно не прижимать!

Чем грею - см. мою статью "Печем платы! Утюг-пресс для ЛУТ из ТЭНов для духовки".

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Михаил Александрович, часть инфы (по номиналам) перенес в статью.

Всем приятного творчества!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость Old

Михаил, спасибо за ответ, остальное вроде всё понятно. Давно хотелось что-то подобное спаять, теперь есть цель!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Лак из баллончика, акриловый, глянцевый, Vika.

Принтер HP - 1200 (на работе печатаю)

Греть до 165 град.

Сильно не прижимать!

Чем грею - https://datagor.ru/practice/diy-tech/1693-u...skoru-ruku.html

Михаил!

Спасибо за конкретный ответ.

***

Если позволите, выскажусь по проекту - это не критика, а частное мнение.

Нет большого смысла в данных частотах и добротностях фильтров. Почему?

Во-первых, 300 Гц, 1 кГц, 3,5 кГц вряд ли нужны. Даже если надо компенсировать какой-то пик-провал на СЧ, этими регуляторами лучше не пробовать - исказим очень широкую область частот.

Очень может быть, что регулятор на СЧ будет полезен, но он должен быть высокодобротным и на частоте конкретной проблемы АС. Без акустических измерений сделать это трудно.

Во-вторых, крутизна регуляторов слишком мала - регулятор 60 Гц влияет аж до 500 Гц т. е. классический двухполосный регулятор тембра.

Если нам надо "поддать низов", мы изуродуем весь диапазон до 1 кГц, а надо было бы (условно) поднять область до 100 Гц.

Следующий момент - частоты надо бы выбрать для конкретной комнаты и конкретных колонок.

Согласен,никто не мешает это сделать! И есть возможность регулировки добротности.

Классические многополосные эквалайзеры и делают высокодобротными, и регуляторов стараются делать побольше - на все случаи жизни. Хорошей альтернативой может стать даже 3-х полосный регулятор, но с перестраиваемыми оперативно частотами. К сожалению, здесь это проблематично т. к. применены LC-контура.

Ламповая схема сделана по образцу популярной когда-то транзисторной. По общему мнению именно применение LC контуров давало звук лучше, чем RC - цепочки.

На мой взгляд, конструкция интересная, но надо настроить "под себя" частоты и добротности контуров.

Высокое напряжение и лампы в теории должны давать отличную перегрузочную способность в отличие от транзисторного прототипа.

***

Выскажу предположение, что в старых ламповых приемниках высокого класса применение фиксированных регуляторов тембра "бас", "оркестр" и т. п. имело смысл (а ведь были и плавные регуляторы тембра!)

Никто не мешает делать такие и сегодня так, чтобы без них был линейный короткий тракт.

Помимо компенсации недостатков АС бывает невредно использовать, например, корректор "речь".

Данная конструкция может послужить базой для экспериментов, чем в общем-то и занимаются радиолюбители.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Согласен с автором предыдущего поста. С. Гендин, в своей книге "Высококачественное звуковоспроизведение", Москва, "Энергия", !!! 1970 год !!! , дает такие рекомендации по блокам частотной обработки обработки HI-FI усилителей: плавные регуляторы - 3х - 5ти полосные, фиксированные пресеты (бас, речь и т.п.) - очень желательны. Регуляторы на RC фильтрах еще более имеют широкую полосу по каждому частотному поддиапазону, чем в описываемой конструкции. Вообще, добротность полосных фильтров в графических эквалайзерах выбирается в зависимости от количества полос. Чем больше полос - тем выше добротность каждого фильтра. В идеале при всех поднятых (опущеных) регуляторах, должны получить плоскую (точнее слегка волнистую) АЧХ. Именно такую характеристику я и пытался выстроить. Конечно, лучшие результаты получились бы в в случае применения более серьезного дифференциального усилителя в темброблоке. Но, как я уже говорил, основная задача у меня была сделать просто нормальный микшер входных сигналов. А эквалайзер - это для души. Как писал один из товарищей в комментариях к статье - "Ну хочется иногда чтобы басы по круче побухивали или тарелочки по звончее позвенели".

 

PS. А по применению именно LC фильтров! Мне еще в далеком 1980 году, музыканты., с которыми я тогда работал, говорили, что мой микшерский пульт. в котором как раз были канальные эквалайзеры на LC фильтрах, звучит лучше, чем пульты с другими типами фильтров. В итоге ударник забрал его под себя, обставлялся восемью микрофонами, втыкал их в мой пульт, сам всю свою подзвучку выстраивал и уже одним каналом отправлял звукооператору на центральный пульт (вот такая ретроспективная история)...

Изменено пользователем mtihonov

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
1 ...добротность полосных фильтров в графических эквалайзерах выбирается в зависимости от количества полос. Чем больше полос - тем выше добротность каждого фильтра. В идеале при всех поднятых (опущеных) регуляторах, должны получить плоскую (точнее слегка волнистую) АЧХ. Именно такую характеристику я и пытался выстроить.

 

2 Но, как я уже говорил, основная задача у меня была сделать просто нормальный микшер входных сигналов. А эквалайзер - это для души. Как писал один из товарищей в комментариях к статье - "Ну хочется иногда чтобы басы по круче побухивали или тарелочки по звончее позвенели".

 

3 ...как раз были канальные эквалайзеры на LC фильтрах, звучит лучше, чем пульты с другими типами фильтров. В итоге ударник забрал его под себя...

Побрюзжу ещё, если позволите...

1 "Нам" не нужен много-много полосный эквалайзер, нужна регулировка по краям и, может быть, в середине чуть-чуть. А по краям можно (и нужно) "узкие" высокодобротные регуляторы т. к. "середина" сегодня у всех источников и записей достаточна линейна, лучше ее не трогать.

2 Понимаю, это у меня болезненный перфекционизм, "хочется, как лучше", надеюсь, не обижаетесь.

3 Вот так и бывает. Хорошо, что так, а то мог бы и отругать...

4 В обсуждении были претензии к качеству конденсаторов. С одной стороны это справедливо, с другой - каждый ставит что может, а габариты устройства позврляют поставить другие типы емкостей.

Вот что мне не понравилось - длинные и неэкранированные провода от самих контуров, боюсь, что наводки будут ловиться. И в транзисторном прототипе рекомендовали экранировать катушки. Конечно, торы имеют малые поля рассеяния и малочувствительны к наводкам. Фон при открытом корпусе есть?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

1. Да, согласен, говорят что 2х-3х полосный ПАРАМЕТРИЧЕСКИЙ эквалайзер практически позволяет получить то-же (и может даже больше), чем 10-ти - 15-ти полосный графический. Но параметрика - это уже другая песня. Как кто-то писал в комментариях "для задрать/подобрать верха, низа этого достаточно".

2. Конденсаторы ставились действительно из того что было. Т.е. затрат практически - 0. Кто хочет получить HI-END, HI-FI, может ставить и покруче. Я делал разряда БЮДЖЕТ.

3. Провода до платы с фильтрами не такие уж и длинные - 10-12 см. максимум, да и сигнал на них около вольта и больше. Если бы фон был больше необходимой достаточности - поставил бы экранированные, благо дырки в печатке для впайки экранов есть. Кольца фильтров не экранировал т.к. сам корпус весь металлический (будет), а наводится на них в разы меньше, чем на другие типы катушек. Измерения фона/шума делал без верхней крышки, намерял -60дБ.

Конечно почти любую конструкцию можно всегда улучшить, но часто это бывает затратно. Так что всегда одним из из основных критериев остается цена(комплектующих)+затраты на работу / качество. Я делал конкретный бюджет для дома, будет настроение - можно и поулучшать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость kdtp

Вот что подумалось, если вынести обсуждение этого эквалайзера в раздел "Звук для музыкантов", то ему сразу найдётся масса применений! Нет, то, что этот "прибор" найдёт своё место в "домашнем" звуке - не сомневаюсь. А вот если посмотреть на него, в смысле применения, в работе ди-джея..., а что? Микшер есть, эквалайзер есть - то что нужно. Ну, может статься, внести небольшие дополнения. Добавить ещё один линейный вход - тогда их будет четыре. Этого более чем достаточно. И..., ещё один (или два) микрофонных входа. Простенький такой микрофонный вход, даже не симметричный. Это по сути одна, дополнительная лампа и ...., вуаля.

Теперь про эквалайзер. Можно всё оставить как есть - это я про частоты и диапазон регулирования. А можно, немного (чуть - чуть) доработать. Посмотрим на эти характеристики - 65 Гц, 300 Гц, 1 кГц, 3,5 кГц, 12 кГц в диапазоне от -12 дБ до +10 дБ.

"Низкие" - 65 Гц, можно повысить до 80 Гц.

300 Гц - ручка "мясо", она же низкая середина. Ну, здесь, кому что. Я бы двинул (для ди-джея) до 400 Гц.

1 кГц - "русская" середина. Можно двинуть до 1,2 кГц.

3,5 кГц - "стекло" или "звяки, звяки", она же высокая середина Тут, на моё чуЙство - 3,2 кГц.

Ну, и "высокие" - 12 кГц. Тут можно немного "добавить", до 12,5 кГц.

Диапазон регулировки оставляем без изменения. Да и добротность , то же не надо трогать....

Что получим. Добротный, ламповый диджейский пульт, с четырьмя линейными стерео входами, с микрофонным входом и с роскошным, пяти полосным эквалайзером....

Это всё конечно прожекты..., и тем не менее, можно состряпать очень приличную "машинку" для дискотек и к тому же "модную" - как ни как, а на ЛАМПАХ.... :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Теперь про эквалайзер. ... можно, немного (чуть - чуть) доработать. ..."Низкие" - 65 Гц, можно повысить до 80 Гц. 300 Гц - ручка "мясо", она же низкая середина. Ну, здесь, кому что. Я бы двинул (для ди-джея) до 400 Гц. 1 кГц - "русская" середина. Можно двинуть до 1,2 кГц.

3,5 кГц - "стекло" или "звяки, звяки", она же высокая середина Тут, на моё чуЙство - 3,2 кГц.

Ну, и "высокие" - 12 кГц. Тут можно немного "добавить", до 12,5 кГц.

ПосмотрИте на АЧХ. Никакой разницы нет между 65 и 80 Гц, 300 и 400 Гц, про 3,2 и 3,5 кГц и выше даже не говорю.

Дело именно в малой добротности, каждый регулятор влияет чуть не на весь диапазон чатот, а несколько регуляторов дадут вообще непредсказуемый результат.

Идея интересная, исполнение отличное, для отдельных музыкальных инструментов должно работать, а для Hi-Fi системы вряд ли.

***

Относительно наводок. Куча неэкранированных проводов в ламповом усилителе длиной даже 10...15 см могут создать проблемы, с этим я столкнулся, как самый-самый неопытный ламповик.

А вот соотношение сигнал/шум 60 дБ - это честно!

Сейчас как ни посмотришь обзор любой компьютерной звуковой карты, в том числе и встроенной, только и видишь цифры более 100 дБ (в 100 раз больше, чем 60 дБ), а начинаешь слушать и хочется сказать, как Станиславский - не верю!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Ну, даже встроенные аудиокарты могут сильно отличаться. Я, например, мерял сигнал/шум на рабочем компе и дома. На работе получил -70 / -75 честных дБ, а вот дома (комп поновее) уже было -90 / -95 дБ. Так что на крутых, да еще к тому-же внешних картах, вполне может оказаться более -100 дБ. Хотя там, на первый взгляд, больше высокочастоный (>5кГц) шум должен вылазить.

Насчет наводок. Самые длинные неэкранированные куски проводов идут на плату фильтров. А там сопротивления на 33кОм и все остальное такое-же относительно низкоомное. В ламповых каскадах сильно наводится на высокоомных низкосигнальных частях схемы. Замечу что входные провода и провода от входного микшера до платы усилителя у меня стоят экранированные. Если кто внимательно рассматривал фото девайса сверху, может обратил внимание на конденсатор, стоящий около само правой лампы и идущий от ламповой панельки в плату. Этот кондер соединяет один из накальных проводов с землей. Без него 100Гц от выпрямленного накала пролазило на выход. Да, и еще, насчет соединения земли с корпусом. Как и советуют, они соединяются около входных разъемов. На фотке не видно, закрыто проводами от входных разъемов. Хотя точка соединения лучше всего ищется опытным путем, чаще всего она находится там, где советуют.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Михаил, большое спасибо за конструкцию!

вы не рассматривали возможность увеличить количество полос до 10?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Михаил, большое спасибо за конструкцию!

вы не рассматривали возможность увеличить количество полос до 10?

10-15-20 полос - это уже профессиональная техника. Для дома вполне хватает 3-5ти полосного эквалайзера. Но в принципе полос 7-10 на данной схеме получить можно, если грамотно намотать индуктивности для LC фильтров. Правда более глубокой регулировки - +/-15-22 дБ на полосу получить не удастся (Больший диапазон регулировки характерен для более узкополосных эквалайзеров). Надо добавлять еще один каскад усиления в дифференциальный усилитель.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Сообщения

    • Это значит, что резистор подбирается при настройке. Вполне может быть, что выкусил его настройщик, так как параллельно ему стоит R346 номиналом 51 Ом. Проверьте, что он стоит. При изменении R345 от 620 Ом до 1 кОм, суммарное сопротивление параллельных R345 и R346 меняется всего от 47,1 до 48,5 Ом, что для режима работы данного каскада -  "ловля блох", не говоря о том, что есть подстроечник R351, и говорит лишь о том, что настройщик грамотнее разработчика этой схемы.     Схема, где стоит этот R345, - обычный стабилизатор напряжения с таким вот дебильным "настраиваемым" (и нафиг не нужным) ограничением тока, так как работает на аккумулятор. Кстати, прибор может не работать потому, что эти аккумуляторы (Б1 и Б2) в нём ещё стоят, и давно сдохли.   В этом техническом описании есть таблицы с напряжениями на выводах транзисторов - "Карта напряжений на электродах транзисторов и микросхем", "Карта сопротивлений" для проверки омметром в выключенном состоянии, осциллограммы в контрольных точках.  Это поможет вам найти место неисправности. Перед началом рекомендую проверить исправность всех электролитических конденсаторов. Прибор старый, срок их эксплуатации давно истёк.
    • Доброго времени суток Николай!!!! Огромное спасибо за подсказку!!!! Я не мог чётко прочитать последний символ на плате так как резистор был откусан вместе с краской и как я  теперь выяснил с Вашей помощью, он не R 348 как я предполагал по оттиску от краски а R 345 как показано на схеме на которую Вы указали. За что ещё раз огромное спасибо за вашу помощь. Из таблиц узнал что  там должен быть ОМЛТ-025 - 910 Ом±5% но в примечании напротив стоит значение 620 Ом...1 кОм . Я давно не занимался подобными делами и многое позабыл. Предполагаю придется селекционировать???
    • На первой странице этой темы, в первом посте, в приложенных файлах есть полная документация на этот прибор, со схемами. В ней написано, что резистор R348 - 33 кОм, 0,25 Вт.   Кроме схем, настроить и проверить прибор вам помогут имеющиеся в этой документации техническое описание, методика поиска неисправностей, таблицы напряжений, сопротивлений и т. д.
    • Всем доброго времени суток!!!  У меня появился прибор Р5-10. Свиду без повреждений, даже какие то пломбы на месте.Попробовал включить в розетку (заменив вилку) лампочка питания горит но прибор не работает. Настройки не трогал и решил разобрать посмотреть что внутри. В самом измерителе всё цело, а вот в блок питания кто то залез и выгрыз резистор под номером 348 номинал его я и хочу узнать чтоб его купить и установить. Схемы с номиналом не нашёл поэтому надеюсь на то что кто нибудь посмотрит у себя и сообщит мне. Из за это никону не нужного резистора не хочу разбирать прибор в лом и на эксперименты. Заранее всем спасибо)))))
    • Александр, с точки зрения шумов и других неприятностей, лучше со средней точкой силовой или...? В схемах одного и того же усилителя то мост стоит, то со средней точкой. Влияет на что? 
    • Добрый день! Имеется пара широкополосников 150гдш35-8. Хочу собрать под эти динамики усилитель. Посоветуйте со схемой и доступными комплектующими. 150ГДШ35-8.zip
    • Каждый создает этот "кладезь знаний" для себя сам. Поскольку Ваши запросы весьма общие и довольно таки обширные, без конкретики, то и начинать посоветуют с учебников...Когда один не хочет "зря терять время", то кто-то должен это сделать за него
    • Спасибо за информацию. Можно считать, что дроссель уже есть. Вот ещё иметь информацию об основных правилах подбора железа для выходных трансформаторов. Соотношение сторон магнитопровод а для той или иной мощности, достаточность окна для намотки.. Как мотать, секционирование и тд здесь много обсуждается. Неплохо бы создать этакий "кладезь знаний"… чтобы посмотреть табличку и иметь ясность хотя бы ориентировочно и меньше задавать вопросы. Те же ВАХи самых применяемых ламп, режимы их работы. Согласитесь, лазанье по всему интернету, или в своей "копилке".. Иногда жаль терять время. 
    • Ув. geshka55, все правильно Вы прикинули, обычно дросселя так и делают, чтобы намотка была под завязку, лишнее место там ни к чему. Индуктивности Вам должно хватить с головой, также и сечение провода, выбранное по току для данного случая,  достаточно. Насчет зазора, то даже в выходных трансформаторах, где токи в разы больше, часто применяют лист бумаги 0,1 мм, в сумме 0,2 мм. У меня такая прокладка применена в дросселе, через который питается полностью весь усилитель. Тоже приблизительно около 2 тыс. витков, фильтрация замечательная! 
    • Скажите пожалуйста. Очень много железа, провода, и т д и т п... Универсальный трансформатор для усилителя - тоже нет однозначного ответа. А вот можно ли как-то систематизировать знания о трансформаторном железе и описать оптимальные параметры. Я имею ввиду отношение сторон сечения магнитопровода, размер окна, и какова может его зависимость от мощности.. Читая статью о трансах на любые случаи жизни, постоянно есть отговорки, типа маловато, но можно придумать. Может такой вариант снимет многие вопросы на чем мотать? Как мотать - это уже что-то конкретное к данной лампе, к данному режиму.   
    • Вот пока почитал умных советов, решил сам провести расчет дросселя для усилителя.  В схеме: индуктивность 8 Гн. Питаются 3 лампы 6Н1П. Принял для расчетов ток 50мА. По таблицам пошарил нужные коэффициенты. И вот что получилось: железо - УШ 16х25 с окном 10х28. кол-во витков 2000 ∅ провода 0,18 зазор 0,25. При проверке заполнения окна получилась площадь 2,6 см2 и как-бы "в притирочку", сопротивление обмотки 136 ом, что означает 6.8 вольт падения на дросселе. Также проверка показала, что индуктивность 7.7-7.8 Гн, что и требовалось доказать. Но вот с зазором. Проложить картон 0,25 под "зуб", или 0,1? перечитал что-ли.. ? он должен быть равен половине заложенного в расчет? Помогите рассеять мысли о плохом. Может у кого опыт был намотки .. Сравните, как у меня - как у вас. Приблизительно хоть у цели я? Если все так, то с утра пойду в электроцех. Есть оборудование для намотки, пропитки и т.д... обещали помочь и с проводом и научить пользоваться станком. Блин, мало 15 типов станков, так еще и намоточный освою.
    • Есть трансформатор без опознавательных знаков... Слегка видно "3050...0.2...380в.. Ш- железо 16х32 высота намотки 40мм.. Эта обмотка как раз целая. Хватит ли применить вот это" чудо" в качестве дросселя? Там, куда он нужен, дроссель 6 гн. Напряжение 475в, ток ну где-то до 350ма. Или потрошить и доматывать, если не перематывать полностью. Спасибо    
    • Если вопрос актуален, вот и схема.https://yadi.sk/d/oMHKET9244a0UQ
    • Судя по формулировке вопроса - вариант один: сдать в ремонт.
    • Александр, прошу прощения, значит изготовление начнется с полным "опустошением" катушек? (на всякий случай спросил, но сам понял, что все с изнова). Но хочу поблагодарить за выдержку и терпение об"яснять нам что такое Z-соединение и делиться личным опытом.
    • Спасибо я решил проблему изменив схема биполярным транзистором)
    • В вашей схеме конденсатор может только зарядится. Нужно, что бы он мог разрядится. Либо резистор высокоомный параллельно конденсатору, или диод параллельно светодиоду в обратном включении. Попробуйте.
    • Добрый день.У меня возник вопрос как создать простейший тестер для определения работоспособности кулеров. Мне пришла партия 4ех контактных кулеров и ситуация с товаром странна. У кулеров через раз работают датчики Холла и собственно вопрос такой у меня есть схемка нарытая на просторах интернета которую хотелось бы доработать для тестов тех же кулеров.Помогите в общем.)
    • Здравствуйте. Телефон Explay не включается. Подсоединил зарядное устройство, но ничего не произошло! Проверяю мультиметром, напряжение есть, а батарея на 100% заряжена, проверял на другом устройстве. Один раз включился, а потом выключился и все. Долго лежал в тумбочке! Везде проверял мультиметром и везде напряжение не меньше 20 Ма, что делать?
    • Уважаемые форумчане, подниму тему. Есть такой тюнер с неработающем одним каналом. Что сделано, поменял полностью все электролиты, заменил выходные на IRF540N. Без выходных канал работает, только тихо, при подключении греются выходные. Подскажите может у кого есть мануал со схемой где указаны замеры напряжения? Буду рад если вышлите на почту sdvpilkin@yandex.ru.
    • Если не трудно прошу ответить на такой может и смешной вопрос: на ТС200-1М блок можно использовать имеющиеся обмотки для выходного транса? Или перематывать? 1-3 и 5-6 почти равны.Хорошо это ли плохо?
    • Может поможет кто определить моточные данные или хотя бы описание трансформаторов, которые случайно обнаружил в инструментальной комнате нашего ансамбля. 1. E14 702 030 2. Amplimo 3A5L4 Буду очень благодарен
    • Мне не к спеху, я пока собираю преусилитель, цап и спектроанализатор. В УМЗЧ можно было и ничего не ставить, хо хотелось чтобы не была голая морда у него. 
    • Придётся немного подождать. Нужно вспомнить что да как... Однако времени прошло достаточно, и  подзабыт и уже давно заброшен тот проект, как не востребованный.
︽ Наверх страницы ︽
×
×
  • Создать...