Перейти к содержанию

Микшер сигналов электромагнитных и пьезодатчиков гитары


Рекомендуемые сообщения

Всем хорошего дня!

Я решил установить в электрогитару пьезодатчик. Для смешения и усиливания сигналов электромагнитных и пьезодатчиков набросал несложную схемку, изготовил плату, но устройство не заработало...

 

Описание схемы:

Регулятор баланса пьезо\магнитные датчики, сумматор на резисторах для смешения пьезо + магнитных датчиков, затем усилитель на половине TL072, регуляторы громкости и тона, буфер на второй половине TL072. Схема питается от двух "крон". После успешной наладки планирую питать, например, от двух пар (или троек) элементов CR2032, чтобы более компактно получить двуполярные 6В или 9В.

 

Для проверки подключал ко входу схемы (к плате) мп3 плеер и пьезоэлемент. Результат - уже на выходе первого каскада ничего кроме фона на 1 ноге ОУ). Выход подключал к линейному и микрофонному входам ПК.

Менял 3 ОУ TL072 - ничего не изменилось. Плату, дорожки, резисторы проверял, вроде все в порядке.

 

Проверял без переключателя звукоснимателей и регулятора баланса - подключал плеер напрямую к плате.

 

Прошу вас помочь найти ошибку. Возможно, я изначально напутал со схемой. Схема и плата прилагаются. На плате места "Вход 1" и "Вход 2" это места в схеме после регулятора баланса сдвоенного переменника 250к.

post-17405-1393386426_thumb.png

post-17405-1393386443_thumb.jpg

Изменено пользователем IVS
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 30
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

В глаза бросается отсутствие блокировочных конденсаторов в питании. Ещё у вас зачем-то сделана странная земляная загогулина вокруг всей платы, хотя там везде можно провести землю коротко в одну точку(впрочем, это уже придирки). Не ахти какой быстрый операционник, но и он может возбуждаться без соответствующих мер.

 

Несмотря на всё это, хоть что-то на выход должно прорываться... Повесьте блокировочные кондеры 0.1 μF с ножек питания на землю, если не поможет, ищите заведомо исправную TL072.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

yamazaki, спасибо за ответ!

В глаза бросается отсутствие блокировочных конденсаторов в питании

При питании от батареи, а не от сетевого блока тоже желательно ставить?

хотя там везде можно провести землю коротко в одну точку

Знаю, что все "земли" лучше в одну точку сводить. У меня общий провод от батарей запаян на место, отмеченное "ground", а сигнальные "земли" ближе к верхнему левому углу.

Несмотря на всё это, хоть что-то на выход должно прорываться

И я так подумал. Идет фон.

Повесьте блокировочные кондеры 0.1 μF с ножек питания на землю, если не поможет, ищите заведомо исправную TL072

Хорошо. Спасибо!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

При питании от батареи, а не от сетевого блока тоже желательно ставить?

Небольшие конденсаторы 0.01-0.1μF (а то и меньше) с ножек питания на землю должны быть в любом случае, т.к. от них зависит устойчивость усилителя. Подробнее информацию по этой теме сможете найти в любом приличном пособии по схемотехнике, например у Хоровица и Хилла.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Очень не удачная схема. Смешивать сигналы гораздо лучше после усиления. Весьма странные номиналы резисторов в первом каскаде. Это что, попытка увеличить входное сопротивление? Посмотрите, как поведет себя схема при уменьшении резисторов 500 кОм раз в 10-15.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Кроме отсутствия блокировочных конденсаторов есть ещё одна ошибка, регулятор "Тон" не сможет ничего регулировать пока между выходом операционника и точкой соединения регуляторов "Тон" и "Громкость" не будет включено сопротивление. Думаю не меньше 2 кОм нужно, чтобы гарантировано предотвратить возможные искажения когда регулятор "Тон" будет в крайнем нижнем положении.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Небольшие конденсаторы 0.01-0.1μF (а то и меньше) с ножек питания на землю должны быть в любом случае

Ясно, спасибо!

Очень не удачная схема. Смешивать сигналы гораздо лучше после усиления. Весьма странные номиналы резисторов в первом каскаде. Это что, попытка увеличить входное сопротивление?

Руководствовался типовой схемой сумматора на ОУ. А 500 кОм это действительно для высокоомного входа для звукоснимателей.

Посмотрите, как поведет себя схема при уменьшении резисторов 500 кОм раз в 10-15.

Попробую. Насколько я знаю, звукосниматели лучше подключать к высокому сопротивлению >>250 кОм.

Думаю не меньше 2 кОм нужно, чтобы гарантировано предотвратить возможные искажения когда регулятор "Тон" будет в крайнем нижнем положении.

Для гитарных темброблоков это распространенная практика (крайнее положение садит сигнал на землю). Действительно странно.

 

Для начала попробую зашунтировать питание конденсаторами и сменить ОУ, посмотрю на результат.

 

Спасибо всем за комментарии!

Изменено пользователем IVS
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...Результат - уже на выходе первого каскада ничего кроме фона на 1 ноге ОУ). ...

Не сочтите за обидный вопрос, но бывает...

У вас на рисунке печатной платы с какой стороны проводники, а с какой - элементы?

Вы, случайно, операционник зеркально не запаяли?

 

Если монтаж правильный, а ничего не работает, начинают с проверки режимов по постоянному току.

Для проверки вашей схемы нужен вольтметр с высоким входным сопротивлением (10 - 20 МОм.

Если проверяете осциллографом, то щуп-делитель тоже должен быть высокоомный (минимум 10 МОм).

Померьте, озвучте.

 

Про ёмкость по питанию вам уже сказали. Должна стоять обязательно, очень близко к ножкам питания операционника, длина провода от ножки до корпуса ёмкости не более 10 мм. На вашей плате её можно напаять с обратной стороны платы, прямо под операционником.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Не сочтите за обидный вопрос, но бывает...

Конечно бывает. Все в порядке.

У вас на рисунке печатной платы с какой стороны проводники, а с какой - элементы?

Вы, случайно, операционник зеркально не запаяли?

На приложенном рисунке платы элементы расположены сверху, а дорожки снизу платы.

Если монтаж правильный, а ничего не работает, начинают с проверки режимов по постоянному току.

Для проверки вашей схемы нужен вольтметр с высоким входным сопротивлением (10 - 20 МОм.

Если проверяете осциллографом, то щуп-делитель тоже должен быть высокоомный (минимум 10 МОм).

Померьте, озвучте.

Ясно. Осциллографа и хорошего мультиметра, к сожалению, нет... Пользуюсь простеньким мультиметром за 400 руб.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Смешивать сигналы гораздо лучше после усиления

IMHO абсолютно верно. У пьезо и у электромагнитных датчиков сопротивления отличаются на много порядков, так что приведённая схема не прокатит.

Проще: нужно сначала сделать сигнал с пьезака уровнем, как у обычного электромагнитного, а потом уж их месить.

Из практики -- в схемах активной электроники лучше сразу искать ампы с питанием 3В, а не 9В -- АА и ААА гораздо дольше живут, чем "кроны".

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

...."Попробую. Насколько я знаю, звукосниматели лучше подключать к высокому сопротивлению >>250 кОм....

 

Именно это стремление сразу в глаза и бросилось. А почему лучше? Дело в том, что для полного раскрытия частотных характеристик датчиков, особенно в области ВЧ, они должны быть нагружены на сопротивление на порядок выше их собственного. Только в этом случае сохраняется собственная резонансная частота датчика, и он раскрывает свое звучание во всей красе, со всеми обертонами и динамикой. А ОУ недолюбливают большие сопротивления в своих обвязках обратных связей, начинают самовозбуждаться, "звенеть" и выдавать прочую бяку....

Применив во входных каскадах для каждого датчика ОУ с полевыми транзисторами на входе, мы как раз получим необходимое нам высокое входное и низкое выходное сопротивления. А дальше уже проще смешивать сигналы, выравнивать их по уровню, обрабатывать темброблоками и.т.д. ИМХО, с гитарными датчиками "вкуснее" звучат ОУ в неинвертирующем включении, а для пьезодатчика в данном случае я бы применил просто повторитель на ОУ.

И еще, схема именно со смешиванием сигналов с электромагнитных датчиков в разных пропорциях дает гораздо более выразительные сочетания, чем простое переключение тумблером.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

IMHO абсолютно верно. У пьезо и у электромагнитных датчиков сопротивления отличаются на много порядков, так что приведённая схема не прокатит.

Проще: нужно сначала сделать сигнал с пьезака уровнем, как у обычного электромагнитного, а потом уж их месить.

Из практики -- в схемах активной электроники лучше сразу искать ампы с питанием 3В, а не 9В -- АА и ААА гораздо дольше живут, чем "кроны".

Спасибо! Буду думать. Питание от двух крон мне самому не нравится.

 

Андрей (olenevod), огромное спасибо за исчерпывающий комментарий!

Значит, нужны 2 каскада усиления на ОУ (1 пьезо + 1 магн.), темброблок, затем буфер на ОУ (схему планирую использовать также в качестве согласователя сопротивлений с линейным входом)?

И еще, схема именно со смешиванием сигналов с электромагнитных датчиков в разных пропорциях дает гораздо более выразительные сочетания, чем простое переключение тумблером

В своей схеме я так и сделал.Посмотрите. В качестве регулятора баланса сдвоенный переменник на 250 к Ом, а переключатель - для магнитных датчиков.

Изменено пользователем IVS
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...