Перейти к содержанию

Тонкомпенсированный РГ и регулятор баланса - любимые схемы


Рекомендуемые сообщения

Всем привет,

 

Многократно говорилось, что чувствительность слуха на НЧ и ВЧ падает, по мере уменьшения уровня громкости.

 

Для исправления АЧХ сигнала, на стороне ушей слушателя, принято использовать регуляторы громкости с тональной коррекцией – тонкомпенсированные РГ.

 

Известно, что АЧХ сигнала на стороне слушателя, определяется уровнем сигнала (звуковым давлением) АС на той или иной частоте. Так же, можно легко найти множество схем тонкомпенсированных РГ, которые в той или иной степени «поднимают» НЧ и ВЧ составляющие звукового сигнала по мере уменьшения громкости. Делают они это «по своему усмотрению», без оглядки на АЧХ АС. Получается, что, в большинстве случаев, условие тонкомпенсации не выполняется тк АЧХ АС и ТКРГ не сопряжены.

 

Есть ли у уважаемых участников, какой либо практический опыт по конструированию и настройке ТКРГ, результаты которого Вас порадовали?

Есть ли где то описание практического расчёта ТКРГ, учитывающего АЧХ АС?

 

И вторая часть вопроса.

Во времена старых магнитофонов, когда при перезаписи, уровень одного канала мог отличаться от другого, применяли регуляторы уровня записи с раздельной регулировкой для каждого канала. При воспроизведении использовали или раздельные регуляторы громкости, или, что удобнее, регулятор громкости и регулятор стереобаланса.

 

Каково Ваше мнение – нужен ли регулятор стереобаланса в современных бытовых усилительных системах, рассчитанных на работу с УКВ радиоприёмником и цифровыми источниками сигнала?

 

Заранее благодарю за Ваши ответы и комментарии.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Заранее благодарю за Ваши ответы и комментарии.

Регулятор баланса, ИМХО можно исключить. С ТРГ все немного сложнее - кроме сопряжения с АЧХ АС надо учитывать и уровень громкости базовый. Если считаем АС идеально-горизонтальной АЧХ, то надо иметь установочный РГ, а за ним - ТРГ. Что позволит в широких пределах играться "компенсацией" Сами ТРГ рассм в МРБ №46 вроде. Счас не глянуть, дома только. Я вот такие и строил. Называется ТРГ на резисторе без отводов. но можно ТРГ сделать и на дискретно-переключаемых резисторах - тогда это цепи тонкомпесации(можно отключаемые). счас проблема слегка вымерла из-за сигнальных процессоров..

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей,

правильно ли я Вас понял, что по хорошему, регуляторов должно быть два - первый - просто регулятор уровня, а второй - ТКРГ? Тогда запутка с настройкой ТКРГ, как мне кажется, станет ещё сложнее.

В случае единстренного РГ с ТК, можно взять график кривых равной слышимости и прикинуть - "вот моя АС даёт максимальное зв. давление 100 дБ? на этом уровне сигнал на частоте 20 Гц должен быть на 20дБ выше чем для сигнала 1КГц. А если теперь громкость уменьшить так, что на частоте 1КГц, давление будет 40дБ, то на 20Гц нужен подъём на 50дБ." и в том же духе для других уровне й и других частот (там ещё в речевом диапазоне спад есть).

 

А если два регулятора "паровозом" поставить - вообще вывих мозга будет. :smile:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А если два регулятора "паровозом" поставить - вообще вывих мозга будет. :smile:

У меня сначала тоже был вывих мозга, но потом я попробовал как это работает - и он вправился. Все очень просто - сначала ТРГ вы ставите на максимум, а входной РУ - на минимум. Входным РУ регулируете громкость до "нормы" ( у всех разное, кто как привык и зависит от окружающих шумов, например компа..) Как правило это под 90дБ, т.е. громко и хорошо... А потом начинает ТРГ громкость эту уменьшать.... до комфортного и тихого звука - и вот тут тонкомпесация - работает. У меня после РУ индикатор стоит, так как источники разные (в смысле например треки с компа могут отличаться) и РУ можно их выровнять, как надо. Но можно и без индикатора... по ушам. Таким образом два простых и хреновых регулятора дадут диапазон регулирования как "профрегулятор". А характеристику АС-Комната-уши - надо один раз сделать эквалайзером и оформить личным пресетом... :smile:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей,

 

спасибо за пояснения. Если принять, что ТКРГ это тонкомпенсированный Аттенюатор (ослабитель) сигнала, может и будет удобно пользоваться.

 

А что тогда делать с регулятором тембра?

 

Можно сделать двухполосный, заточенный под коррекцию АЧХ АС на краях диапазона, где начинается "естественный" завал. А можно попробовать сделать очень многополосный РТ, чтобы попытаться АЧХ комнаты выправить.

 

Так в первом случае РТ? поднимая уровень на краях диапазона, дублирует ТКРГ, а во втором не определиться - сколько полос РТ надо 8, 16, больше, или наоборот меньше.

 

Можно ещё заморочиться, измерить / вычислить стоячие волны....

А если "музыка" в другую комнату переехала?

 

Опять :smile:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Так в первом случае РТ? поднимая уровень на краях диапазона, дублирует ТКРГ, а во втором не определиться - сколько полос РТ надо 8, 16, больше, или наоборот меньше.

Нет. Не дублирует РТ ТКРГ! Если условно говоря у вас провал в акустике на 5 кГц, вы его эквалайзером на 0й громкости скомпенсировали, то он и дальше будет скомпенсирован. ТКРГ работает от "0" громкости вниз, его задача - чтобы не ОСЛАБЛЯЛИСЬ ВЧ и НЧ компоненты которые мы хуже слышим на малых громкостях. А РТ - дает нам компенсацию АС, помещения и наших предпочтений. Лучше всего третьоктавный, но 5-8 полос с небольшой глубиной - тоже хорошо.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей,

 

"третьоктавный" - это с шагом в 1/3 октавы? То есть на участке, где частота увеличивается вдвое, нужно "воткнуть" три полосы регулировки - 21 ролоса, как минимум. Это уже к студийному оборудованию ближе, или я не так понял?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

"третьоктавный" - это с шагом в 1/3 октавы? То есть на участке, где частота увеличивается вдвое, нужно "воткнуть" три полосы регулировки - 21 ролоса, как минимум. Это уже к студийному оборудованию ближе, или я не так понял?

Именно так и именно такие эквалайзеры и имеют смысл. Есть еще вариант типа параметрического эквалайзера - но там регулировка на для слабонервных. ИМХО, длядома хватить и отктавного или такого как воткнут в ВИНАМП например. Опять же в цифровых штуках счас можно любой пресет сделать, главное не увлекаться "глубоким" эквалайзингом :smile: а привести в чувство АС и комнату в минимальной степени хотя бы... или довольствоваться АС "ближнего поля" или наушниками

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...