Перейти к содержимому
Форум журнала практической электроники «Датагор»

Куча недорогих очков на все вкусы и цвета. Распродажа, конец сезона

Офигенные керамические подшипники FreeSport 608RS для скейта, роликов, самоката

Оригинал микро-ПК Raspberry Pi 3 Model B+ (Broadcom 1.4GHz quad-core 64 bit processor, Wifi, Bluetooth, USB)

Стартовый набор (23 элемента) Raspberry Pi 3 Internet Of Things

USB флэшка 16/32/64 Gb с доп.выходом на OTG под Android

Пластик PLA Joylites для 3D-принтера, 10m 1.75mm, 10 цветов

Набор инжекторов для 3D-принтера 10шт.

Офигенная миниатюрная рация на литии BaoFeng UV-5R, 5W, 5-15 км! Охота, поход, торговый центр и т.п.

Смартфон Original New Nokia 6 Android 7.0 Nougat 4GB 64GB Octo Core

High Quality 2 Channel PCM Voice Telephone Fiber Optical Media Converter With Ethernet FC Single mode 20Km

Автомобильный сканер Bluetooth Auto Scanner OBDII V2.1 для Android, Windows, Symbian

Аудио кабель джек-джек 3,5мм, 1.5 и 3 м

Двухдрайверные наушники MOOJECAL M1, 16 Ohm, 102dB, Super Bass, чехол

Гарнитура с микрофоном MOOJECAL MJ-06, 32 Ohm, 100dB

Футболки с принтами на выбор, T-Shirt

Мультиметр UNI-T UT139A, True RMS, Auto Range

Набор паяльных инструментов в чехле, паяльник 220V 60W с терморегулятором, пинцет и пр.

Паяльнник 80W с терморегулятором и LCD-дисплеем, популярные жала серии 900M
Гость victors

Тонкомпенсированный РГ и регулятор баланса - любимые схемы

Рекомендованные сообщения

Гость victors

Всем привет,

 

Многократно говорилось, что чувствительность слуха на НЧ и ВЧ падает, по мере уменьшения уровня громкости.

 

Для исправления АЧХ сигнала, на стороне ушей слушателя, принято использовать регуляторы громкости с тональной коррекцией – тонкомпенсированные РГ.

 

Известно, что АЧХ сигнала на стороне слушателя, определяется уровнем сигнала (звуковым давлением) АС на той или иной частоте. Так же, можно легко найти множество схем тонкомпенсированных РГ, которые в той или иной степени «поднимают» НЧ и ВЧ составляющие звукового сигнала по мере уменьшения громкости. Делают они это «по своему усмотрению», без оглядки на АЧХ АС. Получается, что, в большинстве случаев, условие тонкомпенсации не выполняется тк АЧХ АС и ТКРГ не сопряжены.

 

Есть ли у уважаемых участников, какой либо практический опыт по конструированию и настройке ТКРГ, результаты которого Вас порадовали?

Есть ли где то описание практического расчёта ТКРГ, учитывающего АЧХ АС?

 

И вторая часть вопроса.

Во времена старых магнитофонов, когда при перезаписи, уровень одного канала мог отличаться от другого, применяли регуляторы уровня записи с раздельной регулировкой для каждого канала. При воспроизведении использовали или раздельные регуляторы громкости, или, что удобнее, регулятор громкости и регулятор стереобаланса.

 

Каково Ваше мнение – нужен ли регулятор стереобаланса в современных бытовых усилительных системах, рассчитанных на работу с УКВ радиоприёмником и цифровыми источниками сигнала?

 

Заранее благодарю за Ваши ответы и комментарии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Заранее благодарю за Ваши ответы и комментарии.

Регулятор баланса, ИМХО можно исключить. С ТРГ все немного сложнее - кроме сопряжения с АЧХ АС надо учитывать и уровень громкости базовый. Если считаем АС идеально-горизонтальной АЧХ, то надо иметь установочный РГ, а за ним - ТРГ. Что позволит в широких пределах играться "компенсацией" Сами ТРГ рассм в МРБ №46 вроде. Счас не глянуть, дома только. Я вот такие и строил. Называется ТРГ на резисторе без отводов. но можно ТРГ сделать и на дискретно-переключаемых резисторах - тогда это цепи тонкомпесации(можно отключаемые). счас проблема слегка вымерла из-за сигнальных процессоров..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость victors

Андрей,

правильно ли я Вас понял, что по хорошему, регуляторов должно быть два - первый - просто регулятор уровня, а второй - ТКРГ? Тогда запутка с настройкой ТКРГ, как мне кажется, станет ещё сложнее.

В случае единстренного РГ с ТК, можно взять график кривых равной слышимости и прикинуть - "вот моя АС даёт максимальное зв. давление 100 дБ? на этом уровне сигнал на частоте 20 Гц должен быть на 20дБ выше чем для сигнала 1КГц. А если теперь громкость уменьшить так, что на частоте 1КГц, давление будет 40дБ, то на 20Гц нужен подъём на 50дБ." и в том же духе для других уровне й и других частот (там ещё в речевом диапазоне спад есть).

 

А если два регулятора "паровозом" поставить - вообще вывих мозга будет. :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А если два регулятора "паровозом" поставить - вообще вывих мозга будет. :smile:

У меня сначала тоже был вывих мозга, но потом я попробовал как это работает - и он вправился. Все очень просто - сначала ТРГ вы ставите на максимум, а входной РУ - на минимум. Входным РУ регулируете громкость до "нормы" ( у всех разное, кто как привык и зависит от окружающих шумов, например компа..) Как правило это под 90дБ, т.е. громко и хорошо... А потом начинает ТРГ громкость эту уменьшать.... до комфортного и тихого звука - и вот тут тонкомпесация - работает. У меня после РУ индикатор стоит, так как источники разные (в смысле например треки с компа могут отличаться) и РУ можно их выровнять, как надо. Но можно и без индикатора... по ушам. Таким образом два простых и хреновых регулятора дадут диапазон регулирования как "профрегулятор". А характеристику АС-Комната-уши - надо один раз сделать эквалайзером и оформить личным пресетом... :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость victors

Андрей,

 

спасибо за пояснения. Если принять, что ТКРГ это тонкомпенсированный Аттенюатор (ослабитель) сигнала, может и будет удобно пользоваться.

 

А что тогда делать с регулятором тембра?

 

Можно сделать двухполосный, заточенный под коррекцию АЧХ АС на краях диапазона, где начинается "естественный" завал. А можно попробовать сделать очень многополосный РТ, чтобы попытаться АЧХ комнаты выправить.

 

Так в первом случае РТ? поднимая уровень на краях диапазона, дублирует ТКРГ, а во втором не определиться - сколько полос РТ надо 8, 16, больше, или наоборот меньше.

 

Можно ещё заморочиться, измерить / вычислить стоячие волны....

А если "музыка" в другую комнату переехала?

 

Опять :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так в первом случае РТ? поднимая уровень на краях диапазона, дублирует ТКРГ, а во втором не определиться - сколько полос РТ надо 8, 16, больше, или наоборот меньше.

Нет. Не дублирует РТ ТКРГ! Если условно говоря у вас провал в акустике на 5 кГц, вы его эквалайзером на 0й громкости скомпенсировали, то он и дальше будет скомпенсирован. ТКРГ работает от "0" громкости вниз, его задача - чтобы не ОСЛАБЛЯЛИСЬ ВЧ и НЧ компоненты которые мы хуже слышим на малых громкостях. А РТ - дает нам компенсацию АС, помещения и наших предпочтений. Лучше всего третьоктавный, но 5-8 полос с небольшой глубиной - тоже хорошо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость victors

Андрей,

 

"третьоктавный" - это с шагом в 1/3 октавы? То есть на участке, где частота увеличивается вдвое, нужно "воткнуть" три полосы регулировки - 21 ролоса, как минимум. Это уже к студийному оборудованию ближе, или я не так понял?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
"третьоктавный" - это с шагом в 1/3 октавы? То есть на участке, где частота увеличивается вдвое, нужно "воткнуть" три полосы регулировки - 21 ролоса, как минимум. Это уже к студийному оборудованию ближе, или я не так понял?

Именно так и именно такие эквалайзеры и имеют смысл. Есть еще вариант типа параметрического эквалайзера - но там регулировка на для слабонервных. ИМХО, длядома хватить и отктавного или такого как воткнут в ВИНАМП например. Опять же в цифровых штуках счас можно любой пресет сделать, главное не увлекаться "глубоким" эквалайзингом :smile: а привести в чувство АС и комнату в минимальной степени хотя бы... или довольствоваться АС "ближнего поля" или наушниками

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

  • Форум законсервирован 💬

    Я законсервировал форум. Дальше общаемся в обычном режиме на основном сайте Журнала. Новая тема = новая статья, посты = комментарии.

    Игорь

  • Сообщения

    • Спасибо за инфо.  Собрал некоторые комплектующие.   В выходние хотел начать делать для себя станок для намотки выходных трансформаторов моего лампового проекта.    Не могли бы выложить на этот форум печатную плату. Хотел сделать через технологию  ЛУТ.
    • А я вот нашёл в полученном наборе для творчества - EF86, ECC83, ECC808, ECH81. tunsgram-ы. Где бы теперь корпусок взять?
    • На стабилизаторе был перекос 0,3В, быстро убрал его и фона больше нет. Что это было?, - ток компенсации? В любом случае, спасибо за совет.
    • общее для них  -  стабилизатор  +/--31 при включении попытаться успеть измерить эти  +/--31
    • Спасибо за ответы! Проверю - отпишусь.
    • Это я к тому клоню, что усилитель может быть неисправным, раз динамики сгорели. Можно и новые так же спалить. Желательно проверить работоспособность усилителя. Сначала без нагрузки. Померить, нет ли постоянного напряжения на выходе. А потом нагрузить резистором, или лампочкой. Или последовательно с новыми динамиками включить резистор на 50-100 ом для ограничения тока.
    • Фон 50Гц(100Гц) даже при максимальном ослаблении регулятора громкости и сразу в обоих каналах. Включение регулятора тембров, фильтра 9 кГц, режима "Моно" не влияет на процесс. Могу сделать вывод, что причина в предусилителе, но тогда не понятно почему через минуту всё резко прекращается, ведь основные переходные процессы идут в усилителях мощности (термостабилизация, смещение и т.д). Заземление так же не вносит изменений. 
    • Дмитрий, посмотрел в своих закромах родины. Нашел пару штук динамиков от аналогичных Микролабовских колонок. Динамики из ЗИПа (приходили с представительства Микролаба для ремонта гарантиных колонок). На динамиках написано 4 Ома 16W. Размер 78мм те самые 3дюйма. Если интересует в личку давай адрес. С тебя только за пересылку.
    • я сначала тоже так думал, долго проверял плату, потом подсоединил сабвуфер на место колонок (если недолго и негромко должно быть без последствий) и звук был. Ставил динамики на место буфер - звука нету.   динамики разобрал до "самих динамиков" т. е. вынул из корпуса, и соответственно проверил. Проверял тестером прозвонкой - нет контакта. Проверял батарейкой, при замыкании, мембрана дёргаться должна. На сабвуфере всё звонится, дергается и как уже говорил - поёт (басами). Сами динамики вынутые из деревянного корпуса внимательно осмотрел, доступные провода проверил, прозвонил видимого обрыва нету.   Как еще проверять? Думаю тут уже все понятно с усилителем. Или нет?
    • Что-то не верится, что плата цела, а сателлиты сгорели. Чаще сгорает усилитель, или то и другое одновременно. Точно в самих динамиках обрыв? Может быть, в подводящих проводах?  
    • нет инфы мало , фон понятие у всех разное, у меня это 50гц (100гц) в обоих каналах или в одном? в каких положениях органов управления?  нужно искать источник этого явления например полностью отключить пред а вообще похоже на непропай или возбуд гадать можно долго, неисправность  мерзкая, на поиск дается одна минута 🙂
    • Заметил одну очень интересную вещь - когда усилитель прогревается в колонках слышен фон, через примерно 1 минуту он резко исчезает. Я понимаю, что это переходные процессы, но так должно быть? Токи покоя и ноль при этом у меня выставлены.
    • Что по мощности, сопротивлению динамиков?   И я так понял важен частотный диапазон. Но с этим чувствуется будет сложно, учитывая что даже на родных динамиках ватты, оммы не написаны...     Цена за 2 шт.   Динамики ydn78-1 нашёл за 100 руб. но они 5 Вт думаю маловато будет, не выдержат. + доставка дороже самих динамиков... пустая трата времени, денег...      
    • 1000 рублей за динамик? Не дороговато ли будет для таких колонок. К тому же я не уверен что эти динамики отыграют по высоким частотам до 20кГц. На вид это типичные НЧ/СЧ с диапазоном в пределах 100Гц - 8-10кГц. Поищи в Гугле динамики с маркировкой ydn78-1 - они практически аналогичны по виду и размеру тем, которые продаются на Али, но при этом в 10 раз дешевле. Если не понравятся по звуку, то не жалко будет потраченных денег.    
    • Здравствуйте.   Сразу скажу я в радиотехнике новичок, но любопытный и даже упорный 😀.   В данном случае нужны рекомендации.   Есть акустика Sven MS-915. Характеристики. http://all-specs.net/model/7931/ После долгих разбирательств выяснилось что неисправны сами 2 динамика (болтиков нету, не сразу понял как их разобрать). Сабвуфер цел, плата цела. Нужно найти динамики на замену. Заявленная мощность 2x8+10 Вт, т.е. динамики по 8 Вт. Размер динамиков по диагонали 78 мм. Динамики 8 Вт 8 Ом 78 мм я нигде не нашёл. Самое близкое это 10 Вт 4 Ом 78 мм здесь. https://ru.aliexpress.com/item/2pcs-3inch-4ohm-10W-78mm-gold-foam-edge-black-magnetic-multimedia-speaker/32581348021.html И, кроме того я не уверен 8 Ом, 4 Ом или можно оба варианта. Подскажите пожалуйста где правильный ориентир?  
    • Вопрос снимается, я разобрался в чём дело - тот, кто чинил этот аппарат до меня, перепутал местами транзисторы VT8 и VT9. Всё оказалось крайне банально. Когда проверял транзисторы на целостность, даже мысли не было, что можно их перепутать.
    • Немного тему перепутал, нужно было в "Ремонте усилителей" создавать.
    • Падение напряжения на R17 - 0,83В. Прикрепляю картинку с напряжениями. На базах выходных транзистров напряжение просажено до +0,29 -0,22  
    • ну очень похоже на https://forum.datagor.ru/topic/11644-remont-usilitelya-elektronika-50u-017s/?tab=comments#comment-162309 поэтому и совет тот же, измерить падение напряжения на R17 - должно быть 0,7в если напряжение в норме, то выложите напряжения на базах (всех шести) транзисторов выходного каскада  
    • Здравствуйте. Достался мне усилитель Амфитон-У-002, как оказалось, после неудачной и неумелой починки. Провёл профилактику - почистил, заменил ёмкости, обновил термопасту на радиаторах.  Отстроил плечи +31В и -31В для предварительного усилителя и блока тембров. Запустил блок защиты.  Один канал усилителя работает отлично, а со вторым беда. Транзисторы VT4, VT6, VT7, VT11 и VT13 - были пробиты. Резисторы R8 и R18 почернели. Заменил неисправную элементную базу и уже второй день кручусь вокруг проблемы ограничения верхней полуволны на низких частотах при положении регулятора начиная от - 10dB  в точке указанной на фото (от неё и дальше по цепи). Питающие напряжения в полном порядке. Все резисторы и ёмкости проверены. Подобрал дифкаскад VT2, VT4 по коэффициенту усиления, толку не дало.   Проследите пожалуйста за мною моё понимание работы схемы: VT2, VT4 - дифкаскад, R5 - установка нуля. VT3 - источник тока. VT1 - включен как диод, C3 - гасит ВЧ пульсации. С коллектора VT2 сигнал поступает на эмиттерный повторитель на VT5. Далее на базу VT7 с обратной связью по току. Положительная полуволна усиливается VT10, VT12, VT3, а отрицательная VT11, VT13, VT4. С усилительной частью всё, остаётся термостабилизация на VT1(315Г) и защиа от перегрузки на VT8, VT9. VT14, VT15 - запирают транзистор в цепи реле на плате защиты.   Верно ли я понимаю принцип работы схемы? Не понятно для чего цепочка, собранная на VT6?   Меня смущают несколько заниженные напряжения на транзисторах (красным на схеме).  У транзистора VT3 коэффициент усиления всего 19 (как показал китайский тестор).  Мои мысли в данном случае только отпаять выходные транзисторы и посмотреть изменится ли выход дифкаскада (в чём я очень сомневаюсь).  Больше мыслей нет. Прошу Вас подсказать в каком направлении двигаться.   P.S. Коэффициенты усиления пар транзисторов VT5 VT7 - VT11 VT13 - VT10 12 как и оконечников не подбирал.
    • Идиотизм !!!  Не верьте маркетологам..., наша 6Н2П  (а если с ЕП) вполне приличная лампа (обычная, какой и должна быть...), всё остальное - БРЕД СУМАСШЕДШЕГО !!! Для дураков...
    • На Али вообще не нашел ни ЕСС808, ни 6КХ8.
    • Ну, что тут скажешь  "За неимением гербовой пишут и на простой".  Это уже перебор,  цена AEX- 650 в районе 100.  
    • Я как-то держал в руках ECC808, купленную на AliExpress. Помню на удивление блестящий анод, явно не подвергавшийся отжигу в водороде, и отсутствие даже намёка на бариевый поглотитель на стекле колбы. Ставилась на замену старенькой, с сгоревшим накалом, ECC808 производства то ли TUNGSRAM, то ли TELEFUNKEN, точно не помню, у которой эти внешние половые признаки присутствовали. Лампа тогда заработала, но дальнейшую её судьбу не знаю.
    • Да, цены кусаются, наверное весь металл в адаптере "платина" и собран по "новым технологиям" (что же там такое внутри)  
︽ Наверх страницы ︽
×