Перейти к содержимому
Форум журнала практической электроники «Датагор»
Набор для вскрытия электроники WOSAI 11 In 1
Сумка для инструментов 12"-14"-16", очень прочная 600D
Магнитный браслет мастера. Биты, гайки, саморезы, гвозди перестали теряться
Набор резаков, метал. ручка, цанга
Увлажнитель и очиститель воздуха. Когда шпарят батареи
Беспроводной звонок, 32 мелодии!
Набор термоусадок разного калибра, 385шт.
AAM2302 (DHT22) цифровой датчик влажности и температуры
Касса резисторов 0.25Вт, 64 номинала, всего 1280шт.
Водозащищённые навороченные мужские часы SANDA-G
Детские/стариковские GPS-часы-антипотеряшки и телефон
600шт., 3 цвета, 15 типов терминалов под обжим 22~12AWG

Гость victors

Тонкомпенсированный РГ и регулятор баланса - любимые схемы

Рекомендованные сообщения

Гость victors

Всем привет,

 

Многократно говорилось, что чувствительность слуха на НЧ и ВЧ падает, по мере уменьшения уровня громкости.

 

Для исправления АЧХ сигнала, на стороне ушей слушателя, принято использовать регуляторы громкости с тональной коррекцией – тонкомпенсированные РГ.

 

Известно, что АЧХ сигнала на стороне слушателя, определяется уровнем сигнала (звуковым давлением) АС на той или иной частоте. Так же, можно легко найти множество схем тонкомпенсированных РГ, которые в той или иной степени «поднимают» НЧ и ВЧ составляющие звукового сигнала по мере уменьшения громкости. Делают они это «по своему усмотрению», без оглядки на АЧХ АС. Получается, что, в большинстве случаев, условие тонкомпенсации не выполняется тк АЧХ АС и ТКРГ не сопряжены.

 

Есть ли у уважаемых участников, какой либо практический опыт по конструированию и настройке ТКРГ, результаты которого Вас порадовали?

Есть ли где то описание практического расчёта ТКРГ, учитывающего АЧХ АС?

 

И вторая часть вопроса.

Во времена старых магнитофонов, когда при перезаписи, уровень одного канала мог отличаться от другого, применяли регуляторы уровня записи с раздельной регулировкой для каждого канала. При воспроизведении использовали или раздельные регуляторы громкости, или, что удобнее, регулятор громкости и регулятор стереобаланса.

 

Каково Ваше мнение – нужен ли регулятор стереобаланса в современных бытовых усилительных системах, рассчитанных на работу с УКВ радиоприёмником и цифровыми источниками сигнала?

 

Заранее благодарю за Ваши ответы и комментарии.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Заранее благодарю за Ваши ответы и комментарии.

Регулятор баланса, ИМХО можно исключить. С ТРГ все немного сложнее - кроме сопряжения с АЧХ АС надо учитывать и уровень громкости базовый. Если считаем АС идеально-горизонтальной АЧХ, то надо иметь установочный РГ, а за ним - ТРГ. Что позволит в широких пределах играться "компенсацией" Сами ТРГ рассм в МРБ №46 вроде. Счас не глянуть, дома только. Я вот такие и строил. Называется ТРГ на резисторе без отводов. но можно ТРГ сделать и на дискретно-переключаемых резисторах - тогда это цепи тонкомпесации(можно отключаемые). счас проблема слегка вымерла из-за сигнальных процессоров..

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость victors

Андрей,

правильно ли я Вас понял, что по хорошему, регуляторов должно быть два - первый - просто регулятор уровня, а второй - ТКРГ? Тогда запутка с настройкой ТКРГ, как мне кажется, станет ещё сложнее.

В случае единстренного РГ с ТК, можно взять график кривых равной слышимости и прикинуть - "вот моя АС даёт максимальное зв. давление 100 дБ? на этом уровне сигнал на частоте 20 Гц должен быть на 20дБ выше чем для сигнала 1КГц. А если теперь громкость уменьшить так, что на частоте 1КГц, давление будет 40дБ, то на 20Гц нужен подъём на 50дБ." и в том же духе для других уровне й и других частот (там ещё в речевом диапазоне спад есть).

 

А если два регулятора "паровозом" поставить - вообще вывих мозга будет. :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
А если два регулятора "паровозом" поставить - вообще вывих мозга будет. :smile:

У меня сначала тоже был вывих мозга, но потом я попробовал как это работает - и он вправился. Все очень просто - сначала ТРГ вы ставите на максимум, а входной РУ - на минимум. Входным РУ регулируете громкость до "нормы" ( у всех разное, кто как привык и зависит от окружающих шумов, например компа..) Как правило это под 90дБ, т.е. громко и хорошо... А потом начинает ТРГ громкость эту уменьшать.... до комфортного и тихого звука - и вот тут тонкомпесация - работает. У меня после РУ индикатор стоит, так как источники разные (в смысле например треки с компа могут отличаться) и РУ можно их выровнять, как надо. Но можно и без индикатора... по ушам. Таким образом два простых и хреновых регулятора дадут диапазон регулирования как "профрегулятор". А характеристику АС-Комната-уши - надо один раз сделать эквалайзером и оформить личным пресетом... :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость victors

Андрей,

 

спасибо за пояснения. Если принять, что ТКРГ это тонкомпенсированный Аттенюатор (ослабитель) сигнала, может и будет удобно пользоваться.

 

А что тогда делать с регулятором тембра?

 

Можно сделать двухполосный, заточенный под коррекцию АЧХ АС на краях диапазона, где начинается "естественный" завал. А можно попробовать сделать очень многополосный РТ, чтобы попытаться АЧХ комнаты выправить.

 

Так в первом случае РТ? поднимая уровень на краях диапазона, дублирует ТКРГ, а во втором не определиться - сколько полос РТ надо 8, 16, больше, или наоборот меньше.

 

Можно ещё заморочиться, измерить / вычислить стоячие волны....

А если "музыка" в другую комнату переехала?

 

Опять :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Так в первом случае РТ? поднимая уровень на краях диапазона, дублирует ТКРГ, а во втором не определиться - сколько полос РТ надо 8, 16, больше, или наоборот меньше.

Нет. Не дублирует РТ ТКРГ! Если условно говоря у вас провал в акустике на 5 кГц, вы его эквалайзером на 0й громкости скомпенсировали, то он и дальше будет скомпенсирован. ТКРГ работает от "0" громкости вниз, его задача - чтобы не ОСЛАБЛЯЛИСЬ ВЧ и НЧ компоненты которые мы хуже слышим на малых громкостях. А РТ - дает нам компенсацию АС, помещения и наших предпочтений. Лучше всего третьоктавный, но 5-8 полос с небольшой глубиной - тоже хорошо.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость victors

Андрей,

 

"третьоктавный" - это с шагом в 1/3 октавы? То есть на участке, где частота увеличивается вдвое, нужно "воткнуть" три полосы регулировки - 21 ролоса, как минимум. Это уже к студийному оборудованию ближе, или я не так понял?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
"третьоктавный" - это с шагом в 1/3 октавы? То есть на участке, где частота увеличивается вдвое, нужно "воткнуть" три полосы регулировки - 21 ролоса, как минимум. Это уже к студийному оборудованию ближе, или я не так понял?

Именно так и именно такие эквалайзеры и имеют смысл. Есть еще вариант типа параметрического эквалайзера - но там регулировка на для слабонервных. ИМХО, длядома хватить и отктавного или такого как воткнут в ВИНАМП например. Опять же в цифровых штуках счас можно любой пресет сделать, главное не увлекаться "глубоким" эквалайзингом :smile: а привести в чувство АС и комнату в минимальной степени хотя бы... или довольствоваться АС "ближнего поля" или наушниками

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

︽ Наверх страницы ︽
×