Перейти к содержанию

Акустика на 10 ГДШ-1


Рекомендуемые сообщения

Александр!

Почти все советские динамики могут иметь чудовищный разброс параметров.

Не поленился, взял справочник, 10ГД-36К имеет частоту резонанса 32...48 Гц (в полтора раза!!), добротность 0,6...1 (в те же полтора раза!!), это очень много...

Сергей, в этом я убедился в начае 80-х (о разбросе). Но ваша справочная выкладка просто шокирует. Более того, все, что можно было при Союзе купить из радиодеталей в магазине - это был подавляющий брак. Тогда у меня сгорел 10ГД-36К в одной из АС. В продаже динамики были свободно, но я их покупал 3 раза, и жили они не больше месяца. Пришлось осваивать перемотку дина, я перемотал родной динамик из колонки, и он потом работал, пока не разложился подвес. Трудно было клеить подвес, не сразу догадался вставлять фотопленку в керн, чтобы сохранить ровный зазор. Тогда у интернета нельзя было спросить. Сейчас я имею прекрасную немецкую акустику Braun LS-120 того же времени и соответствующую аппаратуру усиления, но все-таки самый "правильный" звук тот, на котором прошло твое вовлечение в этот волшебный мир аудиофилии и меломании. Хочется опровергнуть или утвердить это мое убеждение. У обсуждаемого динамика много недостатков, но это сейчас я о них знаю. А раньше только слушал и балдел. Посмотрим, насколько разверзнется пропасть между правильным мониторным звуком от топовой АС и скромным советским ШП, созданными практически в одно время. Люблю эксперименты, а особенно сам процесс подготовки!

Изменено пользователем AZET
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • Ответов 111
  • Создана
  • Последний ответ

Топ авторов темы

Топ авторов темы

Изображения в теме

Я был уверен, что чртеж уже расчитан под обсуждаемый динамик - 10гдш-1 или его ранний вариант 10ГД-36К.

Видите ли, как это часто бывает, кто то сделал именно такую АС.

На своих динамиках.

И конструкция получилось удачной. Настолько удачной, что ее стали повторять.

Получались не оптимальные результаты, но входящие в допуски о качественном звуке. Вот как бы вот так все просто.

 

 

Я бы вам посоветовал прочитать как работае фазоинверсное оформление и как подбирается оптимум. Даже если нет возможности измерить параметры.

По крайней мере в случае неудачи вым будет легче поправить и настроить.

 

 

 

 

Добавлено после раздумий:

Не поленился, взял справочник, 10ГД-36К имеет частоту резонанса 32...48 Гц (в полтора раза!!), добротность 0,6...1

Спустите этот справочник в унитаз.

Больше тут нечего сказать, если брать добротность из справочника с такими данными, то ему место именно там.

То же самое касается источника, где написано, что у широкополосника, звук исходит из одной точки

Изменено пользователем dimonos
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Спустите этот справочник в унитаз.

Больше тут нечего сказать, если брать добротность из справочника с такими данными, то ему место именно там.

Дмитрий, приведите другие данные...

Но вариант

Эффективный рабочий диапазон частот 63 - 20000 Гц;

Неравномерность частотной характеристики не более 14 дБ;

Уровеньхарактеристической чувствительности, не менее 90 дБ;

Номинальное электрическое сопротивление 4 Ом;

Частота основного резонанса Fs 40±8 Гц;

Паспортная мощность 10 Вт;

Кратковременная мощность 20 Вт;

Полная добротность 0,6...1,0;

Эквивалентный обьём 21...50 л;

Габаритные размеры 200х200х57 мм;

Это официальный. По моим данным добротность этих динов может достигать 1,2!

Кроме того, поролоновый подвес сильно меняет параметры со временем...

Изменено пользователем andrew_spb
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

По моим данным добротность этих динов может достигать 1,2!

Ок. А по моим данным даже 2,5!!!!! Но это был, по моим меркам, уже брак.

И что? Вы руководствуетесь справочником с таким разбросов параметров при расчете АС???

Это все для того, чтобы прикрыть хреновый контроль за качеством, не более.

Считаю часть данных из справочных только как ознакомительную, а те параметры, которые сильно отвечают за расчет, в частности Qts, вообще не смотреть.

Поэтому в унитаз. Т.к справочник в этой области бесполезен.

И руководствоваться им - себе вредить.

Да, Андрей, я перемерял немало динамиков 10 гд-36, и из колонок и из магазина.

И не встречал добротности выше 0,6. В основном 0, 42-0,5.

Видимо мне повезло, а вам нет.

Изменено пользователем dimonos
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей, я еще хотел спросить: как вы понимаете термин эффективный рабочий диапазон частот. Применительно именно к динамику, не к АС.

Как руководствоваться этим, если это некий гипотетический термин.

Изменено пользователем dimonos
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр!

Конечно, можно считать динамики с параметрами соответствующими справочным, "браком", но если нет запаса, очень желательно убедиться, что в наличии "не брак", чтобы усилия по изготовлению корпуса не пропали даром. Поролоновые подвесы этих динамиков обычно долго не живут. Новый аналогичный подвес навряд ли удастся поставить. Тряпичный должен быть лучше, но параметры динамика безусловно изменятся. Как??!

Вариант с ФИ в виде лабиринта, думаю, очень неудобен в настройке - надо каждый раз развинчивать-свинчивать АС. Приходилось читать, что "лабиринт" - резонансная камера, которая "поёт" на своей резонансной частоте. Слушал колонки с басом на одной частоте: в первую секунду нравится, потом подступает тошнота. Данный вариант не испытывал, поэтому ничено уверенно сказать не могу.

Но в любом случае, низкий бас от этих динамиков вряд ли можно получить (а смысл лабиринта именно в этом). Впрочем, как я понял, вам (как и мне) такие басы и не нужны.

Если найдёте картон от холодильника, кондиционера и т. п. попробуйте сделать из него временные открытые неглубокие (10...15 см) ящики, поставьте туда ваши динамики и послушайте - звук "тот" или "не тот".

Это проще, быстрее и дешевле всего. Важно, чтобы динамики при испытаниях были на уровне ушей.

Люблю эксперименты, а особенно сам процесс подготовки!

Сделайте такой эксперимент!

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Андрей, я еще хотел спросить: как вы понимаете термин эффективный рабочий диапазон частот. Применительно именно к динамику, не к АС.

Как руководствоваться этим, если это некий гипотетический термин.

Ну можно подойти к этому так же как к полосе УНЧ - вы даете на дин частотку, стабилизированную по напряжению - а меряете звуковое давление. Естественно по краям диапазона оно начнет заваливаться - вопрос в глубине этого завала... кто-то считает что -6 дб кто-то - 3 дб.( в два или в 4 раза по уровню ГРОМКОСТИ). Фокус в том, что есть еще и неравномерность... и если чуть сдвинуть ось - то и с диапазоном будут смешные штуки происходить...на том и стоят рекламщики.

Что касается справочных данных - они на то и СПРАВОЧНЫЕ, чтобы показать возможный диапазон значений. Так что справочник выкидывать не надо :smile: пригодится. Чугунов для того и привел эти данные чтобы показать, что без измерений нельзя однозначно сказать годиться ли эта головка в ФИ.

Если вам встречались низко добротные 10ГД-36К - это здорово, точно их в фазик можно ставить. А у меня реально были "жесткие" - вот последняя пара - тоже "жесткие"(да еще и подвесы на грани рассыпания) - счас купил к ним подвес - буду переклеивать, измерю результат.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну можно подойти к этому так же как к полосе УНЧ - вы даете на дин частотку, стабилизированную по напряжению - а меряете звуковое давление. Естественно по краям диапазона оно начнет заваливаться - вопрос в глубине этого завала... кто-то считает что -6 дб кто-то - 3 дб.( в два или в 4 раза по уровню ГРОМКОСТИ). Фокус в том, что есть еще и неравномерность... и если чуть сдвинуть ось - то и с диапазоном будут смешные штуки происходить...на том и стоят рекламщики.

Ну пусть все это будет на оси. Раз не оговаривается, то и ладно.

Неравномерность четко оговорена, в том самом диапазоне частот, который указан как эффективный.

По моему фокус в том, что непонятно при каких условиях получен этот самый диапазон частот.

К примеру дин с Qts=1. Его только в щит или ОЯ, так? Ну ставим его в щит и ...приехали...где заявленный диапазон по низам 63 гц с заявленной неравномерностью?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр!

... ... ... низкий бас от этих динамиков вряд ли можно получить (а смысл лабиринта именно в этом). Впрочем, как я понял, вам (как и мне) такие басы и не нужны... ... ... попробуйте сделать из него временные открытые неглубокие (10...15 см) ящики, поставьте туда ваши динамики и послушайте - звук "тот" или "не тот"... ... ...

Это понятное дело - в фоногамме ниже 30-25 Гц опускается только большой оркестровый барабан и единичные европейские органы. В основном мы слушаем низкие частоты выше 63 Гц. Для меня этого вполне достаточно, чтобы получить комфортное звучание. Главное, чтобы не было крикливости на СЧ и "деревянных" призвуков, бубнения. Вот этого я не терплю. Обсуждаемый динамик 10ГДШ-1 гармонично вписывается в этот диапазон. Буду следовать вашим советам.

Р.S.

Кстати! Напишу здесь об одном забавном случае, который вылился из одного эксперимента с колонками 10AC-403 в далеком 1980-м году. Слушал я на своем примитивном точиле "Аккорде-стерео" пластинку с органом Домского собора, балдел, в общем. Поразило вступление на очень низких регистрах одного из произведений Баха. И тут мне захотелось эти "низы" еще больше опустить по частоте. Это я делал просто: переключатель скорости проигрывателя ставил между "33" и "45", кинематика от диска отключалась, и его можно было крутить пальцем с любой скоростью. В общем, в один момент медленного прокручивания пальцем пластинки в серванте затряслись стекла и зазвенела посуда, одно стекло выпало и разбилось, колонки издавали еле слышный гул, на уровне восприятия. Зато соседи заорали через стену, что вызовут милицию, если я у них не перестану стекла трясти (панельные стены к соседям были тонкими и с дырками под потолком под электрику). Я был потрясен, что 10AC-403 могут спокойно входить в резонанс со многими большими предметами.

Изменено пользователем AZET
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Что касается справочных данных - они на то и СПРАВОЧНЫЕ, чтобы показать возможный диапазон значений. Так что справочник выкидывать не надо :smile: пригодится. Чугунов для того и привел эти данные чтобы показать, что без измерений нельзя однозначно сказать годиться ли эта головка в ФИ.

Вообще то по параметрам из справочника однозначно НЕ годится!

А сделано много именно фи. И где подвох?

Зачем тыкать в справочник, который противоречит практике?

 

Прошу прощения, " спустить в унитаз" - аллегория. Мне неудобно, что воспринято это так буквально. Конечно, книгу выбрасывать не стоит.

 

Зы. Все, извините, больше оффтопить нет желания. Если только ответить на вопрос.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Александр!

Речь не идет о 30...25 Гц и ниже. Речь скорее об адекватном воспроизведении частот примерно 60 Гц.

Что такое адекватное? Приведу по памяти мнение Клячина.

Низшая чатота определяется (ухом) по уровню -3 дБ от "полки". Если уровень ниже, то он маскируется и почти незаметен.

Но проблема и в том, что это справедливо больше для шума (хотя спектр шума близок к спектру музыки). А вот отдельные ноты не маскируемые близкими по частоте басами сверху, вполне могут быть явно слышны (Клячин почему-то об этом не пишет). Получается, что для одних музыкальных фрагментов диапазон частот один, для других - другой. :smile:

Очень многие специально добиваются горбов в области 60 Гц, называют это "мясом" и "тащятся" от этого, так что во многом дело вкуса и канонически правильные АС с максимально гладкой АЧХ могут уступать бубниловкам в глазах любителей колбасы и мяса.

Вообще, акустика - дело сложное, субъективное и т. д. и т. п. Поэтому если не каждый ищет "свой" звук, то можно выделить многочисленные категории любителей определенного звука.

И здесь мода играет не последнюю роль. :smile:

Кстати, по "унитазному" справочнику, динамики 10ГД-36К и 10ГД-36Е отличаются, похоже, только подвесом, у последнего он тканевый. Это значит надёжный и долгоживущий, но вот добротность у него 0,6...1,4. Это я к тому, что если будете менять подвес, параметры могут сильно измениться.

По моему опыту, размягчение бумажного подвеса приводит к уменьшению резонансной частоты, но пропорциональному росту эквивалентного объёма и выигрыш в частоте получить оказывается не так просто.

Это я к тому, что если ваши динамики старые, подвес и центр. шайба изношены, добротность и частота могут быть хорошими, но экв. объём большим и для ЗАКРЫТЫХ оформлений это создаст проблемы, по крайней мере в перерасчете и переделке.

Главное, чтобы не было крикливости на СЧ и "деревянных" призвуков, бубнения. Вот этого я не терплю.

Крикливость - это обычно резкие всплески АЧХ на средних частотах. Должны быть видны при измерении микрофоном. Пропитки и существуют для их устранения, но избыточная пропитка может задушить не только визги, но и вообще звук, который станет "ватным". Изначально ваши диффузоры пропитаны, но как это реально на заводе сделал дядя Петя и что стало с пропиткой спустя десятки лет - :smile:

Именно для оценки конкретных динамиков я и предолжил опыт с коробчонками - дёшево и сердито. Бас вы не получите (если щиты не будут двухметровыми), но ГОЛОС динамика услышите. Станет ясно, стоит ли двигаться с ЭТИМИ динамиками дальше. Заодно полезно (без фанатизма) прогнать динамики генератором на предмет дребезга, механических дефектов и пр.

Чуть не забыл, щит, ОЯ требуют, чтобы расстояние от стены сзади было хотя бы 0,5...1 метр.

***

"эксперимент с колонками 10AC-403 в далеком 1980-м году" занятен, трудно поверить - ведь отдача динамиков на очень низких частотах падает быстро и многократно. Возможно, сама комната стала усилителем-резонатором. Попробуйте повторить опыт сегодня, стёкла бить не надо. :smile:

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... ... ...

"эксперимент с колонками 10AC-403 в далеком 1980-м году" занятен, трудно поверить - ведь отдача динамиков на очень низких частотах падает быстро и многократно. Возможно, сама комната стала усилителем-резонатором. Попробуйте повторить опыт сегодня, стёкла бить не надо. :smile:

Именно так я и спалил одну из 10ас-403. Страсть к исследованиям у из меня тогда перла неудержимо, поэтому был принесен из школы генератр звука и ламповик ТУ-100. Стали с моим лучшим школьным соратником по проделкам пускать генератор через всю эту систему. И вы совершенно правы: в комнате все начинало гудеть и звенеть только если колонки находились в определенном месте. Затем один динамик умер - мощи перебрали малость. Я тогда еще не знал, что чистую синусоиду подавать на акустику рискованно даже при номинальной мощности, тем более для такого нежного динамика. Горели они на раз. Но стех пор испытываю к 10гд-36К глубокое уважение. Жаль, что теперь уже не услышать от него "того самого" звука, так как есть проблема подвесов. Надо поискать в сети, как самому шелковые подвесы сделать, где-то встречал.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу

×
×
  • Создать...