Перейти к содержанию

Приставка для смешивания фазы для головных телефонов


Рекомендуемые сообщения

Здравствуйте!

Хотел узнать, пробовал ли кто-нибудь собрать приставку (смеситель-дефазатор) для головных телефонов целиком на пассивных компонентах, и что из этого вышло? Дело в том, что схем разных бинауральных процессоров (преобразователей) достаточно, не говоря уже о звуковых картах, которые способны обеспечить объемный звук во вполне обычных наушниках. А вот если целиком на пассивных элементах? Хотел бы знать Ваше компетентное мнение. Схема взята из сборника: Николаев А.П., Малкина М.В. 500 схем для радиолюбителей, Уфа, 1982 г., стр. 143.

post-26887-0-11641200-1505251641_thumb.png

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какой сегодня в этом смысл?

Музыкальные записи почти все "стерео", даже достаточно старые. Лет 50...60 назад это могло быть интересно, но тогда и наушников приличных было не найти.ТДС-1 сегодня можно вспомнить только с содроганием, а действительно высококлассные импортные наушники были, наверное, у одного из миллиона.

Стереозаписи безусловно лучше по всем статьям.

Делать сдвиг фазы для стереозаписей - это портить запись.

Делать для моно записи? Ну будет определенное размытие исполнителей по фронту, по сравнению с "моно" может быть интересно, но до нормального "стерео" не дотягивает.

Думаю, лучше направить усилия на более качественный усилитель, а еще лучше - наушники более высокого класса.

Сегодня и то, и другое - не проблема.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

... Хотел узнать, пробовал ли кто-нибудь собрать приставку (смеситель-дефазатор) для головных телефонов целиком на пассивных компонентах ...

Для чего Вам это? Просто попробовать звук пассивных элементов?

Есть такой эффект: звук в наушниках кажется исходящим не из пространства, а из центра головы. Меня это, честно говоря, раздражает. Если Вы хотите избавиться именно от этого эффекта, т.е. "вынести" звук из головы в переднюю полусферу пространства, то есть давно проверенное решение на гораздо более пассивных компонентах. Но оно не годится для маленьких вкладных наушников.

Суть: половина передней части диафрагмы каждого излучателя перекрывается картонной заслонкой. В результате звук на СЧ-ВЧ излучается не прямо в центр уха, а, в большей части, сначала на ушную раковину, а затем уже в ухо. Этого достаточно, чтобы звук "вышел" из головы, и как будто "транслируется" из переднего полупространства.

Эффект есть и на моно звуке. Вовсю использовал его, когда я работал журналистом. Часто приходилось расшифровывать диктофонные записи. Иногда весьма неразборчивые. С указанными картонками, когда звук "уходит вперёд", разборчивость заметно возрастает.

Изменено пользователем nevod
  • Я с тобой! 1
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Здравствуйте, Лев!

Я не понимаю сути проблемы в другом ключе: блин, пять пассивных деталей! Ну спаяйте уже и послушайте, раз вам это интересно и важно.

:cool:

Да потом и с нами поделитесь. Нельзя получить опыт априори.

Согласны?

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

А какой сегодня в этом смысл?

Музыкальные записи почти все "стерео", даже достаточно старые. Лет 50...60 назад это могло быть интересно, но тогда и наушников приличных было не найти.ТДС-1 сегодня можно вспомнить только с содроганием, а действительно высококлассные импортные наушники были, наверное, у одного из миллиона.

Стереозаписи безусловно лучше по всем статьям.

Делать сдвиг фазы для стереозаписей - это портить запись.

Делать для моно записи? Ну будет определенное размытие исполнителей по фронту, по сравнению с "моно" может быть интересно, но до нормального "стерео" не дотягивает.

Думаю, лучше направить усилия на более качественный усилитель, а еще лучше - наушники более высокого класса.

Сегодня и то, и другое - не проблема.

 

Смысл в том, что это приставка именно к стереоусилителю. Интересен возможный эффект.

 

Здравствуйте, Лев!

Я не понимаю сути проблемы в другом ключе: блин, пять пассивных деталей! Ну стаяйте уже и послушайте, раз вам это интересно и важно.

:cool:

Да потом и с нами поделитесь. Нельзя получить опыт априори.

Согласны?

 

Ну, почему же не попробовать. Уже попробовал. Никакой разницы. Уберу, пожалуй, потенциометр на 30 Ом. Кроме, как для баланса, он не нужен. И здорово должен шунтировать телефоны. После отпишусь.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Лев, а в схеме одна неточность. Одной точки не хватает которая садит индуктивности на общий провод. Без этого нет сдвига фазы в области средних частот, соответственно и нет эффекта.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Схема правильная - см. В.А. Васильев "Зарубежные радиолюбительские конструкции" МРБ выпуск 828 1977г. стр. 42-46 (схема и описание)

Соединения индуктивностей с общим проводом нет

Это практически та же схема

post-4660-0-56314200-1505853909.png

Изменено пользователем stepinyuri
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Ну, почему же не попробовать. Уже попробовал. Никакой разницы. Уберу, пожалуй, потенциометр на 30 Ом. Кроме, как для баланса, он не нужен. И здорово должен шунтировать телефоны. После отпишусь.

Схема пассивная, и как любая пассивная схема, сильно критична к сопротивлению нагрузки.

30 ом - часть такого сопротивления и вместе с сопротивлением наушников и есть нагрузка схемы. Уберете, все измените.

Довольно странно, что в 2 схемах, при практически одинаковых номиналах элементов, разная нагрузка. Т.к наушники в 4 ома пожалуй редкость.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

  • 1 месяц спустя...

Добрый вечер!

Попробовал без потенциометра 30 Ом. Звучит одинаково, что с ним, что без него. Скажем так, одинаково хорошо, но с локализацией источника звука опять-таки внутри головы. Еще с приставкой несколько меняется тембральная окраска звука.

Из любопытства попробовал TDA3810 "Процессор пространственного звучания". Да, звук меняется. В том смысле, что появляется небольшое эхо (эффект реверберации), а звуковая картина при этом сильно размывается, локализация инструментов размазывается. Звук, как обычно, исходит веером из головы. В общем, очень на любителя.

Есть еще так называемый "Акустический симулятор для усилителей для наушников" Chu Moy. Надо бы подобрать к нему усилитель и наушники, чтобы было понятно, влияет ли он как то на звук, или нет. Из статьи можно сделать вывод о том, что выбор наушников и усилителя имеет существенное значение.

 

Да, кстати, в статье "Акустический симулятор для усилителей для наушников" Chu Moy, говорится:

ля лучшей локализации на передней панели с процессором Linkwitz попробуйте слегка надеть наушники вперед и ниже на уши. Экспериментируйте с позиционированием, чтобы получить лучшую локализацию. Цель состоит в том, чтобы заставить звук войти в уши под углом, который ближе к нормальному слуху. При правильной записи эта техника может дать потрясающее ощущение глубины". Думаю, заодно можно и заслонки попробовать.

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Как было написано в буржуйской инструкции: Воткните наушники в голову :smile:

Изменено пользователем drummer
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На сайте Назара Штыбеля когда-то была статья с неплохим списком литературы по бинауральным преобразователям, благодаря web.archive.org удалось выудить его со старой версии сайта

 

1. Stanley A. Gelfand “Hearing: An Introduction to Psychological and Physiological Acoustics” 5th Edition 2010 Informa UK

2. “Loudspeaker and Headphone Handbook” Third Edition Edited by John Borwick with specialist contributors 2001

3. J. W. S. Rayleigh “The Theory of Sound” 1894

4. B.B.Bauer “Improving headphone listening comfort” Journal of the Audio Engineering Society, Vol.13, No.4, pp 300-302, April 1965.

5. B. B. Bauer “Stereophonic to binaural conversion apparatus” USP 3,088,997

6. Siegfried Linkwitz “Improved Headphone Listening. Build a stereo-crossfeed circuit” Audio; December 1971

7. C. Phillip Brown and Richard O. Duda “A Structural Model for Binaural Sound Synthesis” IEEE TRANSACTIONS ON SPEECH AND AUDIO PROCESSING, VOL. 6, NO. 5, SEPTEMBER 1998

8. Toni Liitola “Headphone Sound Externalization” HELSINKI UNIVERSITY OF TECHNOLOGY Mar 7, 2006

9. S M A Basha, Abhinav Gupta, Anshul Sharma “Stereo widening system using binaural cues for headphones” Samsung Electronics

10. Thomas M.V. “Improving the stereo headphone sound image” JAES №7/8 1977

11. Duane H. Cooper, Jerald L. Bauck “Head diffraction compensated stereo system” USP 5,136,651

12. Henrik Moller, Dorte Hammershoi, Clemen Boje Jensen, Michael Friis Sorensen “Binaural synthesis, head-related transfer functions, and uses thereof” USP 6,118,875

13. Makoto Iwahara, Toshinori Mori “Stereophonic sound reproduction system” USP 4,118,599

14. Akitoshi Yamada, Toshiyuki Goto, Yoichi Kimura, Yoshinobu Kikuchi “Out-of-head localization headphone listening device” USP 4,097,689

15. Chu Moy “An Acoustic Simulator for Headphone Amplifiers”

16. Jan Meier “A diy passive crossfeed filter”

17. Jan Meier “A DIY Headphone Amplifier”

18. John Conover “Spatial Distortion Reduction Headphone Amplifier”

19. Stephen A. Davis, Martin Walsh, David Berners “Dynamic decorrelator for audio signals” USP 6,714,652

20. Andrew J. Oxenham “Binaural Hearing” Harvard-MIT Division of Health Sciences and Technology 2005

21. Bauer stereophonic-to-binaural DSP

22. Naive Crossfeed

23. Koenig, Florian M. “The Causals of Headphones Tone Coloration Variations Related on the Human Pinna Influence”

24. Toni Kemhagen “The Lindesberg Portable Headphone Amplifier with Crossfeed”

25. Grace m902

26. Grace m903

27. HeadRoom Supreme

28. HeadRoom Ultra Desktop Amp

29. Headstage Arrow

30. SPL Phonitor

31. Merlion. Усилитель для наушников с взаимным влиянием каналов

 

Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

На сайте Назара Штыбеля когда-то была статья с неплохим списком литературы по бинауральным преобразователям, благодаря web.archive.org удалось выудить его со старой версии сайта

 

1. Stanley A. Gelfand “Hearing: An Introduction to Psychological and Physiological Acoustics” 5th Edition 2010 Informa UK

2. “Loudspeaker and Headphone Handbook” Third Edition Edited by John Borwick with specialist contributors 2001

3. J. W. S. Rayleigh “The Theory of Sound” 1894

4. B.B.Bauer “Improving headphone listening comfort” Journal of the Audio Engineering Society, Vol.13, No.4, pp 300-302, April 1965.

5. B. B. Bauer “Stereophonic to binaural conversion apparatus” USP 3,088,997

6. Siegfried Linkwitz “Improved Headphone Listening. Build a stereo-crossfeed circuit” Audio; December 1971

7. C. Phillip Brown and Richard O. Duda “A Structural Model for Binaural Sound Synthesis” IEEE TRANSACTIONS ON SPEECH AND AUDIO PROCESSING, VOL. 6, NO. 5, SEPTEMBER 1998

8. Toni Liitola “Headphone Sound Externalization” HELSINKI UNIVERSITY OF TECHNOLOGY Mar 7, 2006

9. S M A Basha, Abhinav Gupta, Anshul Sharma “Stereo widening system using binaural cues for headphones” Samsung Electronics

10. Thomas M.V. “Improving the stereo headphone sound image” JAES №7/8 1977

11. Duane H. Cooper, Jerald L. Bauck “Head diffraction compensated stereo system” USP 5,136,651

12. Henrik Moller, Dorte Hammershoi, Clemen Boje Jensen, Michael Friis Sorensen “Binaural synthesis, head-related transfer functions, and uses thereof” USP 6,118,875

13. Makoto Iwahara, Toshinori Mori “Stereophonic sound reproduction system” USP 4,118,599

14. Akitoshi Yamada, Toshiyuki Goto, Yoichi Kimura, Yoshinobu Kikuchi “Out-of-head localization headphone listening device” USP 4,097,689

15. Chu Moy “An Acoustic Simulator for Headphone Amplifiers”

16. Jan Meier “A diy passive crossfeed filter”

17. Jan Meier “A DIY Headphone Amplifier”

18. John Conover “Spatial Distortion Reduction Headphone Amplifier”

19. Stephen A. Davis, Martin Walsh, David Berners “Dynamic decorrelator for audio signals” USP 6,714,652

20. Andrew J. Oxenham “Binaural Hearing” Harvard-MIT Division of Health Sciences and Technology 2005

21. Bauer stereophonic-to-binaural DSP

22. Naive Crossfeed

23. Koenig, Florian M. “The Causals of Headphones Tone Coloration Variations Related on the Human Pinna Influence”

24. Toni Kemhagen “The Lindesberg Portable Headphone Amplifier with Crossfeed”

25. Grace m902

26. Grace m903

27. HeadRoom Supreme

28. HeadRoom Ultra Desktop Amp

29. Headstage Arrow

30. SPL Phonitor

31. Merlion. Усилитель для наушников с взаимным влиянием каналов

 

 

Ну, в общем-то, на очереди еще пяток разных схем, на активных элементах. Попробую, а дальше решу, стоит этим заниматься или нет. Интересно, а есть что-нибудь с использованием программируемых микропроцессоров? Кстати, 15 позицию попробовал. Никакого эффекта. Или наушники не те, или, может, уши неправильные.

Изменено пользователем Levvv
Ссылка на комментарий
Поделиться на другие сайты

Для публикации сообщений создайте учётную запись или авторизуйтесь

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать учетную запись

Зарегистрируйте новую учётную запись в нашем сообществе. Это очень просто!

Регистрация нового пользователя

Войти

Уже есть аккаунт? Войти в систему.

Войти
  • Последние посетители   0 пользователей онлайн

    • Ни одного зарегистрированного пользователя не просматривает данную страницу
×
×
  • Создать...