Перейти к содержимому
Форум журнала практической электроники «Датагор»
titpol

Лабиринт или рупор-лабиринт для ШП? Строю АС

Рекомендованные сообщения

Реализую проект, "активная" часть практически готова, дело за акустикой...

Изначально хотелось, что нибудь необычное - нестандартное. Умозрительно "проработал" два варианта:

post-25261-0-28779900-1457716756_thumb.jpg

1) Лабиринт (без порта) с двумя активными излучателями;

2) Рупор - лабиринт.

В обоих случаях длина лабиринта равна 1/2 длины волны на низшей частоте: 53 - 55Гц.

Увеличение сечения рупора - в три раза.

 

В первую очередь обращаюсь к "бывалым" - "акустикам", может кто то делал, рассчитывал, моделировал, что нибудь подобное ?

Прислушаюсь к любым советам и критике.

 

Главные критерии:

• высокая чувствительность,

• хорошая отдача на НЧ,

• минимальные искажения (АЧХ, нелинейные, фазовые...),

• реализация принципа точечного излучателя,

• подавление присущих лабиринту "паразитных" резонансов (какие они у полуволнового лабиринта по сравнению с четвертьволновым ?).

 

Главный вопрос: какой вариант предпочтительнее ?

 

Спасибо всем, кто откликнется !

Изменено пользователем titpol

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость doka

Вы всерьёз динамик 4А-28 считаете HI-ENDовским? Самый заурядный кинаповский широкополосник, у меня такой в самодельном пятиваттном ламповом комбике стоит. Раньше этот динамик использовался в мобильных киноустановках("передвижках"). Громко - да, чуйка высокая, качество - под большим вопросом. Или, по крайней мере, не надо так ругаться - "HI-END". Просто домашняя акустика любителя, на любителя...

Второй чертёж более правильный и логичный, только считать надо в соответствующих прогах тщательно под конкретный экземпляр динамика.

Изменено пользователем doka

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... Вы всерьёз динамик 4А-28 считаете HI-ENDовским? ...

Я знал, что такой вопрос прозвучит, поясню: название темы в "кавычках" и для "начинающего". Что бы снять этот вопрос, представим, что есть качественный ШП динамик и будем вести разговор о его акустическом оформлении. А то что это не "хайэнд" уровень, понятно, да и материалы с "технологией" сборки планирую применить далеко не "хайэндовские"...

Хотя из "отечественного", лучше "кинапов" Рижских и Рязанских "бумажников", ничего не звучит (имхо).

 

По оформлению тоже больше склоняюсь ко второму варианту.

Изменено пользователем titpol

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

По моему мнению - Hi-End - это больше ощущение, чем какие-то показатели. Подбор межблочных и "выходных" проводов тоже еще то приключение :). Для 4А-28 есть куча акустических оформлений, тут надо слушать и подбирать для себя и под помещение. Выбор может удивить :)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... куча акустических оформлений, тут надо слушать и подбирать ...

Дорогое это удовольствие, поэтому и прошу совета, "может кто то делал..." ?

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Юра, предлагаю поменять название темы, иначе кроме рассуждений о том, кто и что понимает под Хайендом, вы не получите.

Не мудрите :smile:

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Игорь , :smile:.

 

... считать надо в соответствующих прогах тщательно под конкретный экземпляр динамика. ...

посоветуйте...

В сети, кроме расчёта "четвертьволнового" лабиринта Рогожина, ничего нет.

Изменено пользователем titpol

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А Ваш-же проект на портале в виде ОРТО?

И тут еще _https://plastinka-rip.ru/lampovaya-zvukotehnika/296-chuvstvitelnaya-akustika-dlya-lampovyh-usiliteley-onken-petite-onken-altec4a-322f-12-.html

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Так, а лучше Рогожинского лабиринта и нет ничего для общего пользования. У него там же, на Веге есть рупор под 12" динамик. Альфард однако. Громко и достаточно низЭнько.

Не пойдёт 4А28 ни в одно из упомянутых выше оформлений. У динамика слабый мотор, высокая добротность и высокая резонансная частота. Нужно делать для него, что-то подходящее под его возможности.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Спасибо, Игорь.

Я планирую 100ГДШ-47-16 , параметры ТС и "мотор", судя по магниту, приличные, а "низ" хочу поднять рупором-лабиринтом... Ещё вариант:бюджетные 10" ШП Beyma или Sica, но кажется, что они недалеко ушли от Ноэма, причём в худшую сторону..Что думаете ?

 

Рогожинский четвертьволновой лабиринт по принципу фазоинвертор, а я бы хотел без заметного повышения Fs увеличить отдачу низких частот за счёт использования обратного излучения.

 

"Рупор с Альфардом" поднимает СЧ, куда их в "ноэме" ещё поднимать ?

Изменено пользователем titpol

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

А вариант би-ампинга не рассматриваете?

Например онкен как басс и остальное - как удобно :) (было бы место и терпение жены) :)

С выходными трансформаторами, опять-же,полегче.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... Прислушаюсь к любым советам и критике. ...

Добрый вечер, Юрий!

Оба Ваших эскиза - это не полуволновые резонаторы на 54 Гц, а четвертьволновые на 27 Гц.

В первом приближении это значит, что на частотах 54, 108, 162 и.т.д Гц они не практически не излучают из-за АКЗ.

А на частоте 27 Гц уже не работают динамики. То есть, при огромных габаритах такие аппараты будут иметь нижнюю граничную частоту около 81 Гц и пик на 135 Гц.

 

Конструкцию 1) можно превратить в полуволновый резонатор на 54 Гц, убрав один из динамиков (закрыв его отверстие). Но! Кажется мне, что амплитуда колебаний диффузора на этой частоте возрастёт в несколько раз.

 

Конструкцию 2) надо укоротить в 2 раза, превратив в четвертьволновик на 54 Гц, на которых динамик ещё работает. Частоты АКЗ будут, соответственно, 108, 216, 324 и т.д. Гц.

 

Ну и, как сказал Игорь, нужен хороший мотор, при слабом резонатор не возбуждается. Я несколько четвертьволновиков различных перепробовал - ни один из них от широкополосников с лёгкими мембранами и малым ходом баса не дал.

 

Нормально забасили только 6,5 дюймовые автомобильне динамики с большим ходом.

Но в любом случае, звук из ЧВ - более открытый, чистый, динамичный и громкий, чем из ЗЯ.

 

У меня сейчас остались малюсенькие сужающиеся трёхколенные лабиринты на 2ГД-40. Длина канала около 1 м. Бас в них чисто символический, хотя отчётливо слышны все басовые инструмены. А звук завораживает открытостью и лёгкостью. Как щит, только габариты гораздо меньше.

 

... Рогожинский четвертьволновой лабиринт по принципу фазоинвертор, а я бы хотел без заметного повышения Fs увеличить отдачу низких частот за счёт использования обратного излучения. ...

В лабиринтах собственная резонансная частота динамика понижается из-за присоединённой массы воздуха в трубе. А порт-таки излучает, да ещё как!

Изменено пользователем Datagor

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Создайте аккаунт или войдите для комментирования

Вы должны быть пользователем, чтобы оставить комментарий

Создать аккаунт

Зарегистрируйтесь для получения аккаунта. Это просто!

Зарегистрировать аккаунт

Войти

Уже зарегистрированы? Войдите здесь.

Войти сейчас

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

︽ Наверх страницы ︽
×