Перейти к содержимому
Форум журнала практической электроники «Датагор»
Набор для вскрытия электроники WOSAI 11 In 1
Сумка для инструментов 12"-14"-16", очень прочная 600D
Магнитный браслет мастера. Биты, гайки, саморезы, гвозди перестали теряться
Набор резаков, метал. ручка, цанга
Увлажнитель и очиститель воздуха. Когда шпарят батареи
Беспроводной звонок, 32 мелодии!
Набор термоусадок разного калибра, 385шт.
AAM2302 (DHT22) цифровой датчик влажности и температуры
Касса резисторов 0.25Вт, 64 номинала, всего 1280шт.
Водозащищённые навороченные мужские часы SANDA-G
Детские/стариковские GPS-часы-антипотеряшки и телефон
600шт., 3 цвета, 15 типов терминалов под обжим 22~12AWG

Гость 130dB_SPL

Как удалить лак, покраску, пропитку динамиков YAMAHA X5744A00

Рекомендованные сообщения

Гость 130dB_SPL

Всем Добрый!

 

Занимаюсь строительством 3х полосной анти-хай-эндовой и анти-студийной акустики с ровным, нейтральным (мониторным) звучанием, хочу убедить себя что хай-энд и студийники стОят вагон денег по большей части из-за маркетинга.

 

(Мониторы средней категории имеются, поэтому здесь не мечта для дешевого заполучения мониторов, а именно процесс создания).

 

В качестве ВЧ используются пищи от YAMAHA HS8 (YE742A00), потому как они стОят всего 11$ за штуку, а играют выше 5kHz лично на мой взгляд просто великолепно. Вполне "анти-мониторно"...

 

Для СЧ случайно наткнулся в подвале на запылённый Fisher w702k (который как я понял делала Sanyo), с 10см бумажными ШП динами (раз других там больше не нашел), и мне настолько понравилась их чуйка (ну, не будем конечно сравнивать их с кой нить 4ГД35, или 12" Ноэмами)), детализация звука, и то как они отлично палят тихие недостатки в записях, что решил пихать их в будущую АС несмотря на то что у них очень своеобразная конструкция (не знаю как буду их ставить, возможно придётся делать общую облицовку АС из 2мм МДФ, и вешать эти ШП на неё), и они никак не вписываются к ВЧ и НЧ по тонам, формам и дизайну, но звук того стОит.

 

Чтобы не заморачиваться с сабами, для НЧ выбрал 16см мидбассник YAMAHA X5744A00 (от модели NS-50F / NS-F51) который мне кажется выдает действительно мониторный звук (думаю что их сборка, конструкция, хим.состав вообще мало чем отличается от популярнейших NS-10M STUDIO (JA180100), просто они выделяются присутствием лака/краски у X5744A00...

 

И из-за этой понтовой, "красивенькой" краски (или лака, хрен его знает что это вообще), эти мидбассники имеют дебильный спад в районе 2-3kHz (см. картинки в нете "NS-50F frequency"). Сам мерял.

 

Хотя резать я буду их под 1200Hz - 3dB octave by Butterworth, эта яма не дает мне спокойно уснуть(

 

И вот терь ВОПРОС: занимался ли кто-нибудь, когда нибудь не покрытием динов краской/лаком, а именно удалением ее оттуда? Может кто из опыных звукарей сышал о такой затее? Стоит ли? Не попортятся ли дины в результате химических вмешательств на бумажные диффузоры? дины новые, в коробке, еще не прогрелись даже...

 

...Спад не из-за краски? Хоть убейте меня...но я рогами упираюсь именно в краску... она как раз, как и должно быть заглушает именно те самые СЧ. Вот например один и тот же дин с краской и без, посмотрите на разницу в АЧХ на картинке!

 

Хоть X5744A00 новые, мне всё равно на эту трату, хочу чтоб не выглядело, а звучало, поэтому ПРОШУ ПОМОЩИ у тех кто что-нибудь слышал о такой затее!

post-30064-0-59432000-1456914368_thumb.jpg

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость doka

Давайте прикинем. Любое дополнительное покрытие,конечно, утяжеляет лёгкий диффузор и изменяет частотную характеристику динамика. Понятно, что страдают верха и середина. С другой стороны, более жёсткий, из-за нанесённого лака, диффузор будет иметь меньшие деформации при воспроизведении низких частот(поршневой режим). Чего-то ведь производитель добивался, нанося такое покрытие? Теперь такая штука. Я далёк от мысли, что нанесён какой-нибудь нитролак, или что-то легко удаляемое. Скорее всего там хитрый промышленный лак, к которому растворитель будет очень непросто подобрать. Вся промышленная химия весьма не полезна для здоровья. Попытайтесь представить себе процесс смывки такого покрытия в домашних условиях( вам дико повезло, вы знаете наверняка, что за лак и у вас уже заготовлена канистра родного растворителя). Как много нового о себе и своём хобби вы услышите от благодарных родных и соседей! Даже обычный ремонт динамика с заменой подвижки требует немало времени, чтобы расклеить старый подвес.

А тут такое глобальное начинание. Думаю, стОит поюзать пока динамики в стоковом виде, а потом решать их судьбу. Одно дело измерения, другое - реальный звук.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Интересный "коктейль"... Как это всё собрать "в кучу", что бы было "нейтрально - мониторно" ?

Опытные камрады - акустики, думаю, выскажут своё мнение...

 

В части диффузора:

Пропитка диффузоров

Самые лучшие диффузоры - бумажные. Бумага бывает с наполнителем из натуральных волокон ткани, шерсти, однако это не относится к динамическим головкам экс-USSR, а также нынешнему Китаю - здесь мы имеем бумагу в чистом виде. Причем, если в СССР динамики "придумывали" (копировали и развивали трофейные немецкие разработки) все-таки умные люди и большинство динамиков изготовлялись с диффузорами, имеющими экспоненциальную образующую, то китайские динамики в основной своей массе - конусы. Конусный диффузор очень хорошо колеблется сам по себе, создавая настоящий частокол пиков/провалов на АЧХ и сильно искажая ФЧХ головки. Чтобы снизить собственные резонансы в диффузоре у нас есть один способ - придать различным участкам диффузора (по пути распространения в нем звуковых колебаний) различные коэффициенты внутреннего трения в материале. Т.е. необходимо создать градиент жесткости диффузора в направлении от центра (источника возбуждения - звуковой катушки) к краям (гофру).

Хорошие результаты (поверьте, испорчен не один динамик пока добивался повторяемости) получились при следующей технологии проведения работ:

  1. Мысленно делим диффузор на три концентрические части: центр, середину, край по 1/3 ПЛОЩАДИ поверхности. Внутренняя часть - центр ориентирована на излучение высоких частот, поэтому должна быть жесткой. Средняя часть - кольцо не должна резонировать на средних частотах, следовательно ее необходимо пропитать вязким составом. Край диффузора, включая гофр, отвечает за гибкость подвеса и также отсутствие резонансных явлений, поэтому масса пропитки должна быть больше массы этого участка бумаги.
  2. Готовим растворы для пропитки. Для центральной части - мелко крошим остатки сломанного корпуса от компакт-кассеты или CD (прозрачная пластмасса) и растворяем в пузырьке с дихлорэтаном. Потребуется неделя-две и теплое место, раз в день встряхиваем пузырек. Для средней части - раствор можно приготовить перед проведением работ в необходимом количестве: синтетический резиновый клей в пропорции 1:4 растворяем в уайт-спирите, хорошо перемешиваем (сильно встряхиваем закрытый пузырек 20-30 раз, дожидаемся всплытия всех воздушных пузырьков). Для крайней части - подойдет автомобильный герметик Tectyl (спрей) для внутренних полостей, желтый, жидкий. Непосредственно перед нанесением сцеживаем необходимое количество в баночку, например в стаканчик от фотопленки Kodak, немножко отстаиваем и сразу в дело.
  3. Наносят составы на соответствующие участки диффузора тремя разными мягкими кисточками, начиная с центра. Очень аккуратно, избегая капель растягивают мазки по наружной поверхности диффузора, визуально контроллируя "сочность" и однородность нанесения слоя. Таким образом наносят 2 слоя каждого состава с промежуточной сушкой между слоями одного покрытия 3-4 минуты и 10-15 минут между участками пропитки разными составами. Составы обладают очень сильной проникающей способностью через поры бумаги, поэтому очень быстро впитываются полностью, буквально через минуту уже можно ошибиться какой участок уже обработан, а какой - нет.
  4. В результате обработки диффузор не изменяет своего товарного вида, никакого блеска или подтеков не образуется, но физические характеристики участков становятся совершенно различными. Это снижает вероятность возникновения резонансов на поверхности диффузора с длиной волны кратной радиусу, эффективному диаметру динамика и их производным размерам.
  5. Сушим динамик вдали от батарей отопления месяц (лучше положить на шкаф магнитом вниз, а сверху от пыли закрыть динамик листком бумаги). Первое включение - тренировочное. Проверяем отсутствие признаков дребезжания и разрабатываем гофр, подавая на динамик синусоидальный сигнал низкой (но не резонансной частоты, а либо 0,8 либо 1,25 ее) тренируем свободный ход диффузора 0,5-0,7 от максимального в течение 1-2 часов. Я, например, помещал работающий динамик в коробку и сверху накрывал двумя теплыми одеялами, чтобы было потише. После этого динамик можно устанавливать в колонку и измерять АЧХ/ФЧХ.

Если ни один из растворов не впитывается хорошо т.е. бесследно, то Ваш динамик уже чем-то пропитан и "помочь" ему уже таким способом Вы больше не сможете. Если это уже кто-то сделал до Вас, причем криво (однородная пропитка) - динамик лучше заменить другим.

Этим способом пропитываются и НЧ и СЧ и ВЧ головки, в последнем случае можно разбить (конечно мысленно!) диффузор не на три, а на две зоны и Tectyl не использовать.

P.S.Не пытайтесь наносить на диффузоры силиконовое покрытие, составы на основе касторовых и минеральных масел, натуральных жиров, битумов, кремов, вазелинов, спиртовые растворы, на основе клеев марки БФ, ПВА - бесполезно, проверено: результаты или нулевые или плохие или портится внешний вид.

 

Диффузор Вашего динамика покрыт (пропитан) составом увеличивающим жёсткость, он стал ближе к "идеальному поршню" на низких частотах и более "звенящий" на средних. "Провал" мог возникнуть по этой причине, хотя по логике должны быть скорее "пики"...

Мне кажется YAMAHA сделала это не столько для звука, сколько для "красоты".

 

Удалить это покрытие смыванием практически невозможно, только испортите диффузор (произойдёт "коробление"). Бумага пропиталась и смывка наружного слоя не даст желаемого результата. Теоретически, если только долго "вымачивать" диффузор в ванне со специально подобранным растворителем ("как грибы") а потом просушить под горячим - формовочным прессом...

 

Стоит ли так "заморачиваться", если система трёхполосная, кроссоверы могут такое "выдавать", что этот провал будет "капля в море", тем более частота среза = 1,2кГц..

Сначала нужно собрать, настроить, послушать, снять характеристики, а потом (если захочется) улучшать.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость 130dB_SPL

вот про поршневой режим не знал!

запахи при удалении: я в частном секторе, можно хоть пожар устраивать, соседям по...

 

"Мне кажется YAMAHA сделала это не столько для звука, сколько для "красоты" - СОГЛАСЕН. Их дины от старых ИМХО не отличаются по тех процессу, но старым лаков не наносилось и было норм.

 

"Интересный "коктейль"... Как это всё собрать "в кучу", что бы было "нейтрально - мониторно" ?" - собирали уже. в щит, просто чтоб нетерпеливо послушать на скорую руку. Резали виртуально с помощью комповской проги и отдельных усилков. НЧ СЧ - 1200Hz, СЧ ВЧ - 9000Hz 3-й порядок Баттера. Звучание по нашему ощущению намного превосходило по глубине, детализации и прозрачности по сравнению с имеющимися "студийными мониторами" пусть и не дорогими (~40000т.р. за штуку), но это ведь только мой единственный дилетантский проект, в котором я даже не знал про поршневой режим).

 

Измеренная АЧХ показывала лишь те огрехи которые дины имеют и в отдельности (например подъем среднечастотников на 3х kHz до 7dB), которые мне кажется легко устранить операционниками или параметрическими EQшками (верно ведь?). Но в целом этот коктейль имел реально красивую ровную АЧХ! (фазу СЧ мы на сколько я помню переворачивали).

 

Вобщем спасибо Вам большое, Евгений и Юрий за ясность!! Знач оставлю эту краску как есть пробуя резать активным кроссом 1200Hz, но с более крутым срезом - 5, или 6 порядком, иначе эта принципиальная мысль о яме подарит мне болезнь бессонницы)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Только путём полной расклейки дина "до последнего колечка" нужно освободить диффузор. :cool:

Поместить в растворитель (желательно дихлорэтан), таким образом что бы геометрия диф-а оставалась в "родном" виде, и помешивая - побалтывая выдержать до "нужной кондиции" :dead: ..

.......

После чего или материмся (сразу всё вспоминается), или удивляемся......

А потом материмся.... :cool:

12А кинаповский однажды пришлось "освобождать" от эмали (пентафталатной), и делалось это на работе и растворителя было немеренно халявного.

НО! В твоём, Никита, случае, мне кааца, не стОит до такой степени извращаться - ведь "НЕ ХАЙ_ЭНД" хочешь собрать?

В какой то степени "раскваска" заводской пропитки - это, сударь,воля Ваша, стёб невесёлый.

Прости если слишком жёстко выразился :smile:

 

Кстати, а диф то не цельнопластиковый!?

А то и без него остаться можно!

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость doka

Кстати, да! Конуса низкочастотников из полипропилена сейчас очень популярны. Практически все автомобильные и большое кол-во бытовых низкочастотников имеют ПП-диффузоры.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость 130dB_SPL
Кстати, а диф то не цельнопластиковый!? А то и без него остаться можно!
Вы имеете ввиду склейка диффузора и подвесом к корзине? там всё можно отклеить без труда. А сам диффузор в них либо композиционная целлюлоза, либо бумага, либо полиметилпентен (инжектированная слюда и тальк) - на вид и щупанье (с обратной стороны) не могу определить, а завод каких либо данных не приводит :smile:

 

Кстати, да! Конуса низкочастотников из полипропилена сейчас очень популярны
странно, обычно а автомобильных ПП встречаю чаще СЧ динамики в системе коаксиалка. А сабы типа пионер или dls обычно из какой то жесткой бумаги или композиционной целлюлозы (просто сверху клеют пластиковое украшательство с надписями которое полностью закрывает диффузор)

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
Гость doka

За 7 лет профессиональной установки автозвука кое-чего насмотрелся. У меня самого в машине "Пионеровский" сабовый динамик 12 " с диффузором из полипропилена. Внешний подвес из какого-то резиноподобного полимера. Но речь не об этом, а о конкретной проблеме автора темы. По-прежнему рекомендую ему сто раз подумать, прежде чем пытаться таким образом доработать динамики. Запросто можно будет попрощаться с подвижками. Может лучше поискать альтернативное решение - продать и купить другие, или обменять.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах
... Пропитка диффузоров

Если ни один из растворов не впитывается хорошо т.е. бесследно, то Ваш динамик уже чем-то пропитан и "помочь" ему уже таким способом Вы больше не сможете. ...

Тогда можно акриловые воднорастворимые составы на основе грунтовок глубокого проникновения. Специально разрабатывались для пористых материалов.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

Тогда можно акриловые воднорастворимые составы на основе грунтовок глубокого проникновения. Специально разрабатывались для пористых материалов.

Не можно.

Вам же сказали: уже пропитано.

Поделиться сообщением


Ссылка на сообщение
Поделиться на других сайтах

  • Сейчас на странице   0 пользователей

    Нет пользователей, просматривающих эту страницу

︽ Наверх страницы ︽
×